|
ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ СТАТЬИ Запорожский Спас
Речь пойдет о том, что в свое время с меткого словца батьки Безклубого назвали Спас. Надо сказать, удачное название, ведь надо же было как-то эту систему обозначить. В этом слове - и спасение от земных ворогов, и образ Спасителя вышнего одновременно. Ведь что такое Спас? Это образ жизни целых поколений запорожских казаков со своим, присущим той эпохе воззрением на мир, в том числе и верой в чародейство. И рукопашный бой занимал в нем особое, хотя отнюдь не главенствующее положение. Ведь надо же было из безземельного селюка-халупника, забитого нуждой, которого паны иначе как быдлом и не называли, в короткое время сделать воина-казака, сичевого лыцаря. И "штурхобочный (кулачный, стеношный) бой" был лишь первой ступенькой, на которой отрабатывалось утерянное было чувство локтя и взаимовыручки - все как исстари повелось на святой Руси. Дальше - больше. Были свои приемы сабельной рубки - рубали шашкой глину, очерет (камыш), струю воды из кувшина, да еще старый сичевой дид, специально для этого приставленный, мог и подзатыльником наградить нерадивого. Учились стрелять из пистолей и рушниц, владеть саблями и ногаями (сыромятными плетьми) оберучь, учились конному "герцу" (джигитовке, поединку) - и всем тем немало изумляли иноземцев. Однако было и свое, затаенное от других знание. Дело в том, что еще с ХVI в. существовал на Сечи Пластуновский курень, а значит были и "пластуны" - предтеча нынешней войсковой разведки. Уходя в ночные дозоры партиями по три-пять человек, пластуны учились устраивать свои "залоги" или "засеки" (засады), ползать "по-пластунски", вжимаясь в землю, путать свою "сакму" (следы), бесшумно снимать часового и многое другое. Поэтому для пластуна были важнее навыки одиночного бойца - так называемые "гойдки" (или "скоки" - т.е. маятники). Находясь в засаде и внезапно окруженный врагами, пластун порой не имел времени, чтобы подняться на ноги и ему приходилось отбиваться сидя - для этого служили разнообразные "ползунцы". Удивительно, но факт - многие пластунские приемы перекочевали после революции в арсенал советской войсковой разведки и частей особого назначения, а вместе с белоэмигрантами проникли и в западные спецслужбы, в том или ином виде благополучно дожив до наших дней. Но действительно тайным было иное знание, идущее свыше. Были среди запорожцев так называемые "характерники" (а еще "галдовники", "заморочники", "химородники"), которые умели от пули и сабли уходить, оборачиваться в волков или белых хортов, напускать на врага "морок" ("ману", "омману" - т.е. обман, видения) и еще много чего. Под стать характерникам были и чудесные заговоренные кони-"огыри", взращенные степной вольницей. Свои "характерства", или "замолвления" (т.е. заговоры), кои касались оружия, опоя коня, укуса змеиного и всякой хворости, передавали они из рода в род при свете "молодика" (молодого месяца) в ночи. Порой старый характерник брал себе в науку особо избранного казачка-"джуру" (или "чуру"), которому и доставалось "характерное слово" . Галдовниками могли быть не только пластуны или казачьи атаманы - ими могли быть и обычные с виду запорожские казаки-"голота", и кухари-кашевары, и старые сичевые диды, которые доживали свой век на хуторах и "плодили пчелу", и казаки-"молельники", которые уходили в монастыри или "печеры" (пещеры) "спасатися" молитвами и словом Господним, искать "покрова" Божьего для православного люда.
Мискин Р.В.
|
|