|
ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ СТАТЬИ СПАС: ТРАДИЦИЯ, ОБЫЧАЙ, ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ БОЯ, СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ,
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ
(Очень трудно выбрать раздел для данной темы разговора. Потому как понятие Спас – это всё перечисленное в заголовке, но в отдельности – это уже не Спас).
По общепринятым значениям слово «Спас» можно охарактеризовать так: - Спас – это Спаситель, Иисус Христос; - Спас – это народные Православные праздники (медовый, ореховый, яблочный); - Спас – это Иконы Господа нашего Иисуса Христа (Спас на Силах, Спас на Крови и т.д.); - Спас – это возрождаемая ныне система боя запорожских казаков (в Украине, на Кубани, частично на Дону и в некоторых городах России в основном в казачьих областях); - Спас – это состояние человека, проявляемое в критической ситуации (Православная казачья традиция).
Но. Осмелюсь утверждать, что Спас – это всё вместе взятое и ещё многое другое. У нас нет данных по старинному названию того, что мы сейчас называем Спасом, по крайней мере, в тех казачьих областях, которые находятся на территории нынешней России. Да наверное его и не было. Видимо Спасом называли не какую-то систему, а то, что являлось проявлением или результатом конкретного образа жизни. А всё остальное – было подготовкой к вхождению в Спас. Поэтому и мы для удобства будем называть казачью родовую науку Спасом. Потому как вхождение в Спас сродни единению со Спасителем. Спасительство – это и есть христианская миссия Казачества. Начать разговор хочется с самого начала, с таких понятий как Казак и Казачество. Не вдаваясь в лингвистику и историю дадим своё, родовое понятие таких явлений, как Казаки и Казачество.
Социальный аспект
Казачество всегда было формой вольного (свободного) существования людей во враждебном окружении, защита своей вольности. Отсюда получается, что Казак – это вольный воин. Именно вольный и именно воин. Отсюда же вытекает и понятие границы, без которой невозможно существование Казачества. Везде, где есть попытка лишить людей какой либо степени свободы, возникает граница между разными формами существования. Поэтому Казачество держится на понятии Воля, а не на понятии Служба (это для реестровых). Понятие Служба было преподнесено как главное в тот момент, когда казаков пытались использовать только как военную силу, не больше. И, в конце концов, сделали военным сословием. А понятие Воля всячески искоренялось и продолжает искореняться из казачьего мировоззрения. Но традиции живы. Отголоски действительно древних казачьих взглядов на мир сохранились в форме передачи знаний, которые современные идеологи назвали фольклором. Основная идея существования казачества – это восстановление справедливости в обществе и установление справедливого общества. И весь быт казаков, их взгляды на жизнь и смерть говорят именно об этом. Это и есть смысл существования казаков, как вольных людей, способных защитить свою свободу, в том числе ведением боевых действий против любого противника. История это наглядно показывает. А Служба, это не цель. Это средство. И коль скоро шёл казак на службу, то считал нужным через неё выполнить своё предназначение на данном промежутке времени. Выполнил – уходил обратно в вольное состояние. Так было до воцарения Романовых. Вольный человек всегда эффективнее устранит препятствие к дальнейшему существованию общества, потому что цели и у службодателя и у казака совпадают. Раб же не сможет разрешить проблему наилучшим образом, потому что он не пропустил её через свою душу. Ему всё равно с кем и как воевать. Как велит хозяин. Пожизненная служба в данном случае выливается в одну из форм рабства.
Мифологический аспект
На наш взгляд есть прямая мифическая связь Божественного предназначения казачества с таким атрибутом казака, как нагайка. Нагайку можно считать одним из символов принадлежности к казачеству. Нагайка – змееподобная, как змея (по санскриту). Самый почитаемый среди казаков святой – это Георгий Победоносец (по-казачьи Егорий Храбрый). Его образ – всадник, пронзающий копьём змея. Змееборец. Мифы и легенды про змееборцев известны у многих арийских (индоевропейских) народов с древнейших времён. Ранняя же легенда о Егории Храбром говорила о том, что он не убил змея, а победил его словом, приручил. Вспомните народную сказку про Никиту Кожемяку. Образ казака с нагайкой – это образ воина, приручившего змея. И он, казак-змееборец, при установлении справедливости может использовать этого змея в борьбе со злом, нарушившим вселенское равновесие. Своеобразие мифологических и социальных основ существования Казачества наложили свой отпечаток на духовный мир, военное искусство, навыки и качества казаков. Всё это выработалось в своеобразную систему, включающую в себя и способы воспитания казаков, и способы ведения боевых действий, и социально-бытовые основы существования. Собственно как систему в современном понимании до нашего времени никто не рассматривал. Это был всего на всего образ жизни. И на каком-то возрастном этапе казак входил в Спас. Спас – это то, что спасает. Спас – это то, что помогает спастись тебе самому, это то, что помогает тебе спасать других. Казак-змееборец именно спасает добро от зла. Не убивает зло, а спасает добро. Эта духовная установка заложена в самом слове «Спас». Это то, на чём сосредоточены мысли казака-воина.
О принципах существования казачества
Один из основных принципов существования казачества – Воля, свобода. Свобода в движениях тела. Свобода в проявлении чувств. Свобода в использовании оружия. Свобода в способах боевых действий. Свобода в способах ведения хозяйства и т.д. Но свобода не вседозволенность. Свобода – это многообразие способов поведения и самовыражения. Какой из этого многообразия выбрать способ – решает сам казак. Про Свободу хочется сказать особо. Есть внутренняя сила, а есть внешнее проявление силы. Внутренняя сила проявляется тогда, когда на то есть необходимость. Постоянное внешнее проявление силы зачастую является компенсацией за отсутствие внутренней силы, человек как бы защищается от возможных воздействий окружающей среды – не лезьте ко мне, вон какой я сильный, а то я вам устрою такое!.. Так же и свобода есть внутренняя, а есть внешняя. Проявление симптомов свободы: делаю, что хочу, говорю, что хочу и т.д. на самом деле свобода всегда подразумевает право выбора. У свободного человека всегда есть три выбора: делать что-то, не делать что-то и делать что-то другое. У человека, который только показывает свою свободу, права выбора не бывает. Если он не будет показывать то, что он свободен, он потеряет ощущение свободы. Поэтому у него отсутствует право выбора, а значит, он не свободен. Отсюда получается следующее – свобода должна быть внутри самого человека. Если она присутствует внутри, значит, она проявится и во вне. И человеку незачем будет доказывать себе и другим, что он свободен. Сама свобода будет проявляться именно в моменты принятия решений – делать, неделать, делать что-то другое… Но свободу надо воспитывать в себе, особенно в нашей социальной среде, где каждый стремится оказывать влияние на каждого, а значит ограничивать его свободу. Есть душа, есть дух и есть тело. Душа и тело есть единые, но противоположные стороны человека. А между ними лежит дух. По сути, дух и включает в себя душу и тело. Если душа и тело развиты, то и дух будет здоров и силен. Свобода души идёт от свободы тела и наоборот. Чем свободнее тело тем свободнее душа. Начинать нужно со свободы тела, тогда душа станет свободнее и отплатит со сторицей телу. Произойдёт взаимовлияние тела и души. Свобода тела. Начало – свобода движений. Чем свободней и больше объём движений, тем в больших ситуациях мы сможем их применить и тем легче нам будет это сделать. Далее – напряжение и расслабление тела. Необходимо уметь делать и то и другое. Неумение расслабляться приводит к излишнему напряжению. А излишнее напряжение мышц напрягает и психику (душу). Соответственно, неспособность быстро и качественно соображать, реагировать на изменения обстановки. Неумение же напрягать тело для выполнения определённого объёма работ, для выхода из сложной физической ситуации является слабостью тела, а значит и слабостью души. Не сможешь напрячь физические силы – не сможешь мобилизовать и душевные. Единство души и тела – основа сильного духа. А сильные духом всегда свободны. Свобода есть право выбора. И чем больше вариантов, тем свободнее человек. Варианты должны быть во всём. От малого (телесные движения), до великого (мыслительные процессы). Для всего этого необходимо научиться принимать решения. Учиться надо также от простого – сначала наработать варианты движений, а затем - делать или неделать то или иное движение. И если решил делать – то делай! Затем научишься так же работать с мыслями и эмоциями. Не надо подавлять в себе эмоции или пытаться избавиться от навязчивых мыслей. Надо пережить как можно больше эмоций и пропустить через разум как можно больше мыслей, а дальше – выбирай, что тебе переживать и о чём думать. Но… Свобода – это один из аспектов казачьего миропонимания. И отделять его от целого нельзя. На выбор казака влияют такие понятия как Долг, почитание наследия и заветов предков, опыт «стариков». Свобода подразумевает равенство возможностей. В свободном обществе каждый равен каждому. И человек ценится именно по своим качествам и навыкам. У казаков все умели всё. Но кто-то умел лучше одно, а кто-то другое. И это расценивалось как дар Божий. Поэтому в общинах решали сообща, на Круге, кого принимать в казаки, кого выбирать атаманом, кого наказывать, если он не понял оказанного ему доверия, на кого идти войной, с кем быть в союзе. Ещё один принцип – это принцип Рода. Род связывает все поколения: прошлые, настоящие и будущие. Если мы живём, значит наши предки были мудрее, сильнее, ловчее и быстрее наших врагов. Наш долг перед родом сохранить его (род), стать мудрее, сильнее, ловчее и быстрее наших нынешних врагов, завести крепкое потомство, научить всему тому, чему нас научили наши предки, сохранить для потомков всё то, что оставили нам наши предки, чтобы они сделали тоже для следующих поколений рода. Общинность (жизнь общиной) принцип существования казачества в вольном состоянии. Воля уравновешена обществом. А общество пропитано волей. Иначе казачество не выжило бы. Из принципов общинности и рода вытекает и принцип товарищества. Казачьи сотни комплектовались из родственников и соседей. Казаки понимали, что только вместе, сообща можно выживать в окружении сильных противников. Этот принцип накладывался и на обучение-воспитание, и на быт, и на войну. Хозяйство вели сообща, курени строили сообща, охотились сообща, воевали сообща, принимали решения сообща, гуляли (отдыхали) сообща. И никто ни кого ни к чему не принуждал. Все понимали необходимость совместной жизнедеятельности. Если каждый будет думать только о себе, то не выживет никто. А если ты защищаешь своего товарища, помогаешь своему соседу-казаку, то и тебя кто-то защитит, поможет тебе. Поэтому были и есть у казаков побратимы, односумы и однополчане. Товарищи – «товар» - дело – это подельники, люди, объединённые одним делом. Отечество – Тихий Дон Иванович, Днепр Славутич, Яик Горыныч, Кубань, Терек – это названия родных, отеческих земель и рек казачьих. Это родина казаков, то, что оставили им предки. На этой земле пролиты реки казачьей крови, эта земля усеяна казачьими костями и на ней сейчас живут казаки. Поэтому эта земля казачья. Предки умирали, защищая её. И мы должны защищать её. Это земля нашего рода, нашего народа, земля казаков. Слава и Правда – главные казачьи принципы. Слава – это показатель твоей силы, силы твоего рода и силы Казачества. Казак дружит со Славой, а не с Позором. Это критерии поведения казака. Правда – это основной нравственный критерий жизни казака, это заповеди Божьи, это Православное учение Иисуса Христа – Спасителя. Жить по Правде, а не по Кривде. «Казак – правдивая душа, ни рубахи, ни кунтуша!» Не кривить душой. Если живёшь по Правде – тебе и слава.
Если посмотреть на способы обучения казачат, то все эти принципы мы найдём в играх, в которых это обучение и воспитание проходило. Про свободу движений уже было сказано выше, но добавлю ещё. Казачат изначально учили использовать как можно больше движений. Сначала в пешем положении (в стойке, лёжа, в прыжках). Затем на коне. Казачонок и его конь росли вместе и развивались вместе. КАЗАЧЕК – казачий национальный танец со сложными, подчас акробатическими, фигурами (из казачьего словаря-справочника). Многие скажут – это всего лишь танец. Но попробуйте сравнить движения этого танца с фигурами казачьей джигитовки. Если вы способны улавливать физические движения, то без труда найдёте много общего. Это ли не свобода движений. В Спасе один из уровней направлен на обучение владению своим телом в пространстве. «Плясать – не работа, а кто не умеет – то срамота». Но к нему переходят после изучения определённых принципов этих движений. Учились раньше естественно не на специальных тренировках, а в быту. Например, на покосах. Если попробовать по простому объяснить манеру движений казака, то самый яркий образ – это удар нагайкой. Одна часть тела является «рукоятью», другая – «плетью», третья – «шлепком с пулькой».
Существует монашеский, воинский (казачий) и мирской образы бытия. Монашеский – это возвышение души над плотью, умерщвление плоти, и за счёт этого усиление Духа. Казачий – это приведение в согласие души и плоти и за счёт этого усиление Духа. Мирской – схож с казачьим по структуре, но намного мягче по результату. Основная идея Спаса это спасительство. Христос – он Спаситель. Спас – это не искуство войны. Это искусство спасения. Но… Идея мирян – спастись. А казаки – Христово воинство. Они помогают Христу (Богу) спасать людей. Этим и сами спасаются. Эта глубинная идея проявляется и в будничной боевой жизни казаков. В бою думают не о себе, а о товарищах. И так делает каждый казак. В итоге каждый спасается не заботясь о себе. Казачья лава. В лаве есть своя логика. Казаки строятся гребнем, который состоит из зубьев, каждый зуб – 3-5 казаков, где на острие зуба – самый опытный казак стремится не пропустить врагов к тем, кто у него за спиной. А остальные казаки зуба не дают врагам зайти к своему товарищу со спины. Так вот казаки были очень гармонично развиты. Душа и тело были чисты, а дух крепок. Соблюдение Заповедей Божьих очень гармонично сочеталось с физическими упражнениями. И упражнения с Заповедями не отдельно стояли друг от друга, а состовляли единое целое. Если ты согрешил – получиш травму. Если ещё согрешил и не покаялся перед собой и Богом в содеянном – травма будет ещё серьёзнее. А если казак нравственно чист, чист в помыслах? (к примеру, на войне материться у казаков считалось большим грехом). В этом случае многова можно достигнуть. Поэтому такими фантастическими и кажутся дела древних казаков.
Казаки в первую очередь воины и в ихнем быту вера сочиталась со знанием, а знание с верой. И всё это переходило в навык. Попробую пояснить по своему, не по научному. Взять, к примеру, владение холодным оружием. Кинжал. Знание – это способы ношения, способы удержания кинжала, способы нанесения ударов одной и другой рукой, способы метания оружия и пр. Навыки – это способность применять полученные знания, чередовать их и делать это как можно быстрее. Но… Кинжал может выскальзнуть из руки, упасть остриём на ногу, при перебросе его в другую руку можно схватиться за лезвие клинка, при нанесении удара, рука может вывихнуться, при метании можно не попасть в цель и т.д. А вот здесь проявляется уже вопрос веры. И даже не столько веры в себя, сколько веры в Бога. Если у тебя чистые помыслы, если ты не лукавишь, если ты стремишься не грешить, а если и согрешил неосознанно, то признал свой грех и покаялся в нём перед собой и перед Богом – в этом случае ты делаешь Богоугодное дело, и уверенность твоя придёт от Бога. И тогда ты никогда не уронишь оружия, никогда не обрежит оно тебя, и ты метнёшь кинжал в цель, не задумываясь правильно или не правильно ты его удерживаешь, какова дистанция до цели… и ты попадёшь быстро и точно в то место, куда и хотел попасть (потому что этого захотел Господь Бог). И такой подход у казака к любым действиям и поступкам. Сейчас же военные люди в т.ч. и казаки в оснавном доходят до уровня знаний и навыков, а войти в веру, к Богу через военное дело – то ли желания нет, то ли что ещё мешает. Я думаю что основа Спаса у казаков такова.
Еще про Спас скажу словами казака Бибяева Валерия Филипповича: Спас можно условно поделить на четыре уровня: Первый уровень Спаса. Свободное управление организмом и частями тела порознь, независимо друг от друга и вместе. Подготовка тела для вхождения в Спас. Второй уровень Спаса. Скоростноинерционное владение телом в пространстве. Третий уровень Спаса. Выработка интуиции. Пример: 1. Снайпер поймал вас в объектив прицела – один уровень опасности. 2. Пошла пуля, выпущенная снайпером – другой уровень опасности. Пример: 1 – почему казак спит на посту? – так нет же никого (нет опасности)! Но как только в зоне его Ответственности (это одно из свойств безупречности) появится опасность, в любом её проявлении, опасности порученного дела – ангел-хранитель его так толкнёт, что спать казачина сразу забудет. 2 – вы в незнакомой местности и не знаете секретов противника. Казак, воспитанный в Спасе, точно укажет это место. С Верой в Бога жить легче. «Бог не в силе, а в правде!» - секрет прячется, сознательная ложь, а казак в вере, т.е. в правде! Четвёртый уровень Спаса. Это самый фантастический уровень. Он делится на три подуровня. Изучается он не в группе, а наедине с природой и с одним самым мудрым в роду стариком! Старик пусть не знает, но хотя бы должен понимать происходящее. Его задача не рассказывать как надо, а вовремя останавливать занимающегося. Да и начало занятий, как и место занятий – только с его разрешения. Это могут только чистые казаки: казаки и по генетике и по подготовке. Всем остальным может быть и не сразу, но – Смерть! Как говорят старые родовые казаки знающие Спас: «Без старика к Чёрту провалишься!» Примеров этому много. Казаки прошли далее всех, т.к. древнее и более массовая система воспитания детей, в Вере находятся настоящей. Но это не значит, что все нашли Бога – они могут и ошибаться. А Спас – есть подтверждение истинности нахождения в Вере.
От себя могу добавить следующее. Спас (в том понимании которое описано выше) проявляет некоторые особенности человека. К примеру лучше всех упражнения спаса осваивают казаки! Следующие после них идут русские (у русских немного медленнее скорость мышления и физические скоростные качества)! У представителей некоторых кавказских народов вылезают такие вещи, которые несовместимы нис Православным христианством, ни с казачьим миропониманием. Грубо говоря, в человеке проявляется его генетика. Ну и само собой, проявляется отношение человека к Казачеству, потому что трудно быть казаком. Видимо поэтому далёкие предки наши не сразу принимали новиков в своё общество. Те несколько лет, которые давались новику как испытательный срок, проходили в обучении казачьей науке, а поручителями ему были те, кто его учил.
Боярченков Андрей
|
|