Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ

СТАТЬИ

ОБЫЧАЙ БРАТИНЫ

   Авторитетный историк XIX века И.И.Костомаров в книге "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях" пишет: "Столовые сосуды для приноса питий были: ендовы, мушормы, ведра, кувшины, сулеи, четвертины, братины... Братина, как самое ее название указывает, был сосуд, предназначенный для братской товарищеской попойки, наподобие горшка с покрышкою. Из них пили, черпая чумками, черпальцами и ковшами. Братины были разной величины: небольшие употреблялись даже прямо для питья из них и назывались братинками. (Костомаров, Очерк домашней жизни..., М. "Республика", 1992, стр.157-158). 
Обряд пития из братины мог быть посвящен различным церковным праздникам, царским дням и другим важным событиям, для чего изготовлялись особые братины: "... на одной братине находится надпись: "В сию братину наливается Богородицына чаша". Пить чашу чью-либо значило пить в честь кого-нибудь или за чье-либо здоровье. Таким образом, говорилось: "Государева чаша, Патриаршая чаша» (Костомаров, то же изд., стр. 159). Важную роль играла братина в обрядах казачества. Круговая чаша, по нашему мнению, отражала основные правила казачьего товарищества: 
- социальное равенство (нет более или менее знатных); 
- материальное равенство (взносы на братину делались сообща, по возможностям каждого), 
- полное взаимное доверие (невозможно отравить недруга), 
- непринуждение к хмельному (каждый пьет, сколько желает, или просто подносит чашу к губам). 
Учитывая традиции казачества, московские государи жаловали атаманов за службу наградными братинами (ковшами), украшенными государственным гербом, христианскими символами и надписями духовного содержания. 
Некоторые из них сохранились, например, в Оружейной палате, Историческом музее в Москве, Музее истории донского казачества в Новочеркасске и др. 
В обряде братины участвовало все взрослое казачье общество, а также женщины и духовенство. В доказательство приведем несколько примеров из старейшего историко-этнографического труда: В. Броневский, История Донскаго Войска, С-Петербург, т.3, 1834 (страницы цитируются по оригиналу). Описывемые эпизоды происходят в столице Дона – Черкасском городке в начале XVII в. 

Отправление войска в морской поход

«Отплытие на поиски всегда сопровождалось некоторым благоговейным торжеством... весь народ стекался к часовне (до половины XVII столетия церквей еще не было): вместе с походным войском слушали обедню и молебен Чудотворцу Николаю, которого молили о покровительстве подвизавшихся на брани и вышед на площадь пили прощальный ковш меду и вина.» (стр.107)

Возвращение из похода

«Войско, возвращающееся из похода, обыкновенно идет прямо к церкви. ...тут же у пристани, или на городской площади, усевшись в кружки, пили вино и крепкий мед, и под шумок, за дружеским ковшом, хвалились своими подвигами...» (стр.114)

Встреча царского жалования (будары)

«По прибытии Будары к Черкасску, встречали ее пушечною пальбою; потом Войсковой Атаман приказывал бить сполох... За сим Атаман, предносимый регалиями и с булавою в руках, в сопровождении круга шествовал в собор, где отслужив за здравие Государя и Войска молебен, приглашал начальных людей к себе на пир. На другой день гуляли в чердаке, у Атамана Зимовой станицы, и из пожалованного ему ковша в круговую пили Царскую сивушку при громе пушечных выстрелов.» (стр.122)

Женщины во время народного гуляния

«При Ефремове, строгое затворничество женщин приметно стало ослабевать... Тут же, на раскинутом ковре, жены старшин, сделав складку, и послав ясырку купить меду в кабаке; передавая из рук в руки кружку, выхваляли старину и пели духовныя стихиры.» (стр.150)

Праздник св. Николая Чудотворца

«В день Чудотворца Николая (6 декабря), молебен служили по всем станичным избам с особенным обрядом. На стол ставили большую чашу вина, и вокруг четыре подсвечника со свечами. Когда Священник с причетом начинали величание Угодника, четыре старика брали чашу, и припевая величание, качали оную над свечами. По окончании молебна подносили чашу попу, потом пили из нее старики и другие поочередно. Пирование на Николин день продолжалось по целой неделе. (стр.162) 

(Пунктуация сохранена по изданию 1834 г.)
Есаул Стульнев, 2002 г.


вид классической вологодской братины 

БСЭ: "Братина, русский шаровидный сосуд для напитков (мёда, пива и др.), употреблявшийся на братчинных пирах (крестины, именины), на поминках. Торжественную весомость формы Братина часто подчёркивают низкий поддон и конусообразная крышка. Золотые и серебряные Братина с чеканными узорами и надписями известны в 16—17 вв., медные и деревянные — в народном быту 16—19 вв. В 19—20 вв. Братина — декоративный сосуд (призы, подарки)"


Тверской ковш - братина, "конЮх" фото от Мискина Р.

ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free