Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ

СТАТЬИ

ФОРМИРОВАНИЕ БОЕВЫХ НАВЫКОВ У КАЗАЧЕК КУБАНИ В КОНЦЕ XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX в.

   В условиях постоянной военной угрозы со стороны горцев и при нехватке мужчин для обороны станиц кубанские казачки были вынуждены обеспечить себя необходимыми навыками и средствами самообороны. Во многом особенности этих умений диктовались спецификой тактики черкесских набегов. Немногочисленность горских отрядов в первые десятилетия жизни кубанских казачек на данном рубеже диктовала соответствующие формы обороны – чаще индивидуальной, рассчитанной на затягивание времени в ожидании помощи. Хотя отдельные женщины могли в одиночку справиться с 3-4 врагами. Постепенно складывается и тактика массовой обороны станиц женским населением. В результате за годы войны формируется новый тип женщины, способной заменить мужа не только в хозяйственной, но и в военной сфере. 
   По мнению А.Н.Мануйлова, подобные стереотипы поведения свойственны исключительно женщине-казачке. И речь здесь идет не о личной отваге, пусть даже широко распространенной (ср., например, у Н.А.Некрасова), а о "стереотипном регламентированном поведении, имеющем положительное санкционирование как в маскулинной, так и в феминной сферах обычного права". Действительно, в отличие от российских крестьянок, например, казачкам изначально приходилось жить в условиях военной угрозы в силу профессионального профиля самого казачества как такового. Так, в 1641 г. во время Азовского сидения в боях с турками на стороне казаков участвовало несколько сот женщин. В разные периоды женщины отдельных групп казачества были вынуждены участвовать в непосредственных военных действиях локального значения. С конца XVIII в. в такой ситуации оказываются переселенные на Кубань донские и черноморские казачки, а так же женщины некоторых других групп казачества, прибывших в этот период на данный рубеж. 
   Таким образом, имея базовые устои военизированного мировоззрения и поведения, кубанские казачки на их основе формируют новые навыки самообороны, необходимые им в реальной исторической ситуации. На складывание такого мировоззрения с детства влияли традиции казачества – в первую очередь, рассказы стариков о военной доблести предков. О жизни казаков станицы Новопокровской один из информаторов сообщает: "Рассказывали и дедушки, и бабушки... Рассказывали и дочерям – они должны были все это знать... От поколения к поколению передавали в основном холодное оружие. На коврах... висело" (Александр Дмитриевич Куролесин, 1959 г.р., г. Армавир). 
   С детства же девочки знакомились и с особенностями наездничества, с элементами военного дела. Ведь только со второй половины XIX в. у кубанского казачества начинается переход от традиционной передачи знаний в ходе проведения станичных "домашних игр" к подготовке воинов на профессиональной основе. То есть вплоть до окончания т.н. Кавказской войны женщины имели возможность непосредственно наблюдать тренировки казаков на территории станицы, а зачастую и участвовать в них (в шуточной форме). 
   Обнаружено множество фактов участия казачек в открытых соревнованиях по наездничеству и джигитовке (и даже участия в "кулачках" – рукопашных боях), завоевания ими призовых мест. И это притом, что уровень сложности военной подготовки молодежи был достаточно высок: помимо обязательных конных построений, преодоления препятствий верхом, в комплекс подготовки входили акробатические навыки (прицельные броски камнями на полном скаку, поднятие на скаку предметов с земли и т.д.). Соревнования по стрельбе могли потребовать навыка попадания в монету в вытянутой руке стоящего человека. Обязательным было владение шашкой (необходимо было разрубить не просто глиняную фигуру, но, например, деревянный чурбан, плавающий в воде). На навыки женского наездничества влияли локальные особенности – так, высокое мастерство управления лошадью больше характерно для линейных казачек в силу того, что само кубанское линейное казачество было конным и придавалось регулярной армии именно как кавалерия. 
   Ясно, что в первые десятилетия жизни на Кубани женщины стремились получить подобные навыки не из праздного любопытства, а из суровой военной необходимости. И многие мужчины шли им навстречу, в неофициальной обстановке обучая самому необходимому. Это давало казачкам больше шансов противостоять нападениям горцев, как при индивидуальной опасности, так и при обороне станиц. 
   Например, при нападении в 1807 г. на ст. Пластуновскую, горцы проникли в сени одного из домов и попытались захватить спавшую там казачку Анну Блакиткину, но проснувшаяся девушка оказала такое сопротивление, что черкесы ушли ни с чем, сумев только легко ранить ее саблей (ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д.526. Л. 97). 
   По мере усмирения горцев на кубанских землях боевые навыки продолжают осваиваться казачками в шуточной форме (во время праздничных показательных джигитовок, свадебных обрядов) и носят скорее развлекательный, нежели функциональный характер. Возможно, сохранение этой традиции было связано с нежеланием части кубанских казачек потерять полученные в постоянных столкновениях с горцами маскулинные функции в военной сфере (и связанные с этим статусные улучшения), которые по объективным причинам перестают быть востребованными во второй половине века. 
                                                                                                                                                                     А.А.Цыбульникова

ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free