Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ
СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, БЫЛИЧКИ

СКАЗКИ КАЗАКОВ-НЕКРАСОВЦЕВ


Змея и рыбак

Иванов сон

Коза и кума лиса

Лисица-девица и Котофей Иванович

Мышь и Воробей

Орел и Карга


Змея и рыбак

Жили по суседству двое рыбакох. Ловили они на Mope рыбу, продавали, а потом нет рыбы и нет, а жить-то надо. Hy, жены им и гутарят:
- Пойдите, наймитесь в работники.

Послухались они жен и пошли работу искать. День они ходили, другой и третий. Надоело ходить, а работы нет. Искали-искали, так и не нашли. Пришли они в один хутор, переночевали и ушли. Идут они по степу, день жаркий, пить захотелось. Видят они речку, подошли, напились и дальше пошли. Солнце на полудне было. Устали они и есть захотели.
- Устал я, дальше итить не могу, - гутарит один. – Давай отдохнем.

Другой ему отвечает:
- Ну, ты отдохни, а я пойду в хутор хлеба просить. Пошел в хутор один рыбак просить, а другой остался. Видит он камень и сел на него. А под камнем, значит, змея лежит. Он и прижал ее. Сидит и слышит: из-под камня кто-то гутарит:
- Отпусти меня, рыбак.

Мужик пожалел змею. Встал, поднял камень, змея выползла - и на шею ему. Хотела кусать его, а он просит:
- Что же ты, змея? Люди за добро добром платят, а ты злом хочешь платить за добро? Не кусай меня.

Тогда сползла змея на землю и гутарит:
- Пойдем, мужик, кого встренем – спросим: чем за добро платят.

Согласился мужик, и пошли они вдвох. Идут, а им навстречу бык. Рыбак спрашивает:
- Скажи нам, чем люди платят за добро?

Бык отвечает:
- Злом платят за добро люди. Я своему хозяину землю пашу, и всю посею, и воды навожу. Время придет - хозяин зарежет меня, мясо сварит, шкуру снимет, расстелет и по мне ходить будет.

Змея и гутарит:
- Ну давай, рыбак, я тебя укушу.
- Нет, змея, пойдем дальше.

Идут они и встречают коня. Рыбак спрашивает:
- Скажи нам, конь, чем люди за добро платят? Поспорили мы со змеем: я гутарю - люди добром за добро платят, а змея гутарит, что за добро люди платят злом.

Конь послухал-послухал да и отвечает:
- Я вот двадцать лет работал на хозяина, стар стал, а он меня не кормит да грозится зарезать и шкуру содрать. Нет, злом за добро люди платят.

Змея гутарит:
- Вот слышишь, рыбак, что конь сказал? Пойдем, я тебя укушу.
- Нет, змея, пойдем и в третий раз спросим.

Идут они, а навстречу им ишек. Они и спрашивают его:
- Скажи, ишек, чем люди за добро платят?

Ишек им отвечает:
- Злом за добро платят.

Ну, рыбак и гутарит змее:
- Кусай теперича меня.

А змея ему отвечает:
- Поверю тебе, рыбак. Буду платить тебе добром за твое добро.

Привела его змея до того камня, залезла под камень, дала мужику немного золота и наказала ему:
- Приходи до мня каждый раз, как деньги нужны будут.

Взял золото рыбак и ушел. С того золота стал жить, работу забросил. Прожил золото рыбак и идет до змеи, а змея еще дала денег. И эти деньги прожил он и в третий раз идет до змеи. Змея денег дала ему. Пошел рыбак и думает: «Чего это она мне помалу дает?»

Ну, прожил он эти деньги и идет до змеи. Идет и думает про себя: «Чего это она дает помалу, пойду я до нее и убью, да все деньги заберу. Будет у меня много золота и заживу хорошо». Подумал он, а змея-то слыхала его мысли.

Пришел рыбак до змеи, а та его укусила. Рыбак и помер.

3-IX 1948 г.


Иванов сон

Жил дед с бабкой и прижили они себе сына. Сын вырос, стало ему лет пятнадцать. Звали мальчика Ваней. Вот встает один раз отец Вани рано утром и сбирается на охоту, а жене приказывает:
- Сготовишь обед, а сынок принесет.

Она ему ответила:
- Ладно!

Уехал он на охоту, а старуха принялась обед готовить. Наготовила кушать и гутарит сыну:
- Сынок! Понеси отцу кушать.

А сын отвечает:
- Ой, мама, как хорошо я спал и сон хороший видел. Ой, хороший!
- Скажи, сынок.
- Нет, не скажу.
- Как же, сынок, матери не скажешь?
- Нет, не скажу!

Просила-просила его мать, так он ей и не сказал свой сон. Она взяла хворостину и побила его. Сын взял обед да и пошел с ревом до отца. Приходит. Отец опрашивает:
- Что ты, сынок, плачешь?
- Меня маманя побила.
- А за что она тебя побила?
- Я спал и сон хороший видал. Она просила сказать про сон, а я ей не сказал. Вот она меня и побила.
- Ну, мне, сынок, скажи свой сон.
- Нет, не скажу.
- Не скажешь?
- Нет!

Обиделся отец на сына и побил его. Рассердился сын на отца и мать и пошел в степ. Идет и плачет, а навстречу ему черкезенин-мухаджир идет. Подошел до Ивана, спрашивает:
- Чего ты, мальчик, плачешь?
- Я спал и видел сон хороший, - гутарит Ваня. - Мама спрашивала, а я не сказал. Она побила меня. Пришел до отца и ему не сказал, и он меня побил; вот я и плачу.

Тут и черкезенин стал опрашивать:
- Матери с отцом не сказал, скажи мне...
- Матери с отцом не сказал, а тебе-то и подавно не скажу.
- Не скажешь?!
- Нет, не скажу.

Черкезенин бился-бился, а мальчик так и не сказал. Взял черкезенин плетку и больно побил Ивана.

Пошел мальчик путем-дорогою. Идет и плачет. Шел он, шел и пришел до моря. Стоит Иван на берегу и думает, как бы ему переехать на другую сторону, а денег-то у него нет. Глядит - корабель собирается отходить в море. Забрался Иван на корабель, спрятался на палубе среди канатох. Долго плыл корабель ну и приплыл на другой берег, в другое царство. Утром рано стали с корабеля разгружаться. Он с народом сошел на берег и думает: «Куда я теперь пойду?» Думал-думал и пошел в город.

Время идет, а мальчик растет. Вот идет Ваня по городу. Ну, идет и видит - стоит лавка. Подошел и сел подле. Сидит, греется на солнышке. Сидит он, а тут мимо него идет стража. Начальник стражи спрашивает:
- Кто такой?

Ваня молчит. Взяла его стража и отвела до царя на расправу. Приводят до царя. Царь спрашивает:
- Откуда ты и кто ты?

Ваня рассказал:
- Я из Расеи. Жил с матерью. Раз проснулся я, а мать гутарит мне: «Сынок, пойди на степ, отнеси отцу кушать». А я ей отвечаю: «Ой, мама, какой я хороший сон видел». Она просит: «Расскажи, сынок». Я ей не сказал своего сна. Она меня побила. Понес я отцу кушать. Отец меня спрашивает: «Что ты, сынок, плачешь?» Я ему отвечаю: «Мама побила». А он пытает меня: «За что тебя мама побила?». Я ему сказал, что видел хороший сон, а матери не сказал. Отец стал просить: «Скажи свой сон мне, сынок!» Я не сказал. Он меня кнутом побил. Я ушел. Иду дорогой, а навстречу мне черкезенин-мухаджир и спрашивает: «Мальчик, чего плачешь?» Я сказал ему, чего плачу. Он тоже стал просить сказать ему свой сон. Я ему не сказал. Черкезенин побил меня больно плеткой. Пошел я на море, сел в корабель и уехал в другое царство. Вот я рано утром сегодня приехал на корабеле в твое царство, царь.

Услыхал царь про сон Вани, тут и прицепился:
- Скажи, что ты во сне видел?

А Ваня отвечает:
- А я не скажу.
- Смотри, я могу тебя казнить. Я же царь.
- Ну что же, царь, а я не скажу.
- Так царю и не скажешь?
- Нет.

Разобиделся царь на Ваню, призвал двух солдат и приказ дал.
- Возьмите мальчика, отведите за город и казните.

Солдаты взяли Ваню, повели на казнь. Проводят егo мимо дворца царской дочери. Увидала она Ваню и стучит в окно солдатам. Солдаты остановились. Открыла царская дочь окно и спросила:
- Куда ведете?
- Царь повелел его казнить.

Она им приказывает:
- Оставьте его здесь, а во дворе есть старая собака, убейте ее. Когда убьете, вымарайте его рубашку в крови и отнесите моему отцу.

Так солдаты и сделали. Взяли собаку, зарезали ее за городом, рубашку Вани вымарали в крови и отнесли царю, а мальчика оставили у царской дочери.

Время идет и Ваня растет. Вырос он и стал красивым бурлаком. Через некоторое время другой царь объявляет войну тому царю, что приказал Ваню казнить, присылает он палку и пишет: «Отгадай, какой конец палки тоньше и легче. Не отгадаешь - будем воевать». Прочитал царь письмо и задумался. Думал-думал, ничего не надумал. Собрал синод да и прочитал это письмо синоду. Синод думал-думал, какой конец палки тоньше и легче, а какой толше и тяжелее, и палку ту глядели, из рук в руки передавали, да так и не отгадали.

Распустил царь синод. Остался один в печали и думает: «Ни за что ни про что воевать надо». А вечером приходит до царя дочь. Царь гутарит:
- Печален я, дочка.
- Какая тебе печаль, батюшка?
- Прислал царь англицкий палку и просит отгадать, какой конeц тоньше. Синод думал и палку ту глядели, а отгадать так и не отгадали.
- А что же теперь будет?
- Война. Так в письме царя англицкого сказано: «Не отгадаешь - войной пойду».
- А что будет, если найдется человек и отгадает?
- Если, дочь, тот человек стар - богатством награжу. Если молодой - тебя за него замуж отдам.
- Хорошо, отец. Наутро я приду и скажу тебе.

Ушла дочь царя к себе. Пришла и все рассказала Ване. А он ей гутарит:
- Пускай в котел воды нальют и бросят любым концом в воду. Какой конец сверху сначала покажется, тот самый тонкий и легкий будет.

Наутро пришла царская дочь до отца и сказала ему, как можно угадать тонкий конец палки. Царь так и сделал. Отгадал он и послал ответ англицкому царю. Англицкий царь тогда прислал три верблюдицы и письмо: «Одна верблюдица принесла двух верблюдят. Они выросли и стали похожими на мать: рост в рост, масть в масть, и не узнаешь, которая из трех мать». И пишет англицкий царь: «Угадай, которая из них мать? А не угадаешь – войной на тебя пойду!»

Прочитал царь письмо, поглядел на верблюдиц и не узнал, которая же из трех мать. Собрал царь синод, прочел письмо. Отгадывал синод неделю, другую и третью, так и не отгадал задачу.

Приходит до царя его дочка, а царь ей гутарит:
- Печален я, дочка. Прислал англrицкий царь верблюдиц и пишет, чтоб я узнал, которая из трех мать. Не отгадаю - будет война.

Дочка гутарит:
- Не печалься. Я наутро приду и скажу, как отгадать.

Пришла она к себе, позвала Ваню и рассказала ему. А он гутарит:
- Вот глупые! Целый синод гадал и не отгадал. Пусть они посадят всех верблюдиц на землю и ударят их сразу палками. Которые быстро вскочат на ноги - это дети, а мать старая - не так скоро и поднимется.

Наутро пришла царская дочь и рассказала ему, как нужно отгадать. Так царь и сделал. Узнал царь мать верблюдох и отписал англицкому царю.

Англицкий царь присылает письмо и пишет: «Вашего жеребца случить с англицкой кобылой, что будет? Какая отгадка? Отгадаешь - воевать не будем, а не отгадаешь - воевать будем».

Собрал царь синод. Синод думал-думал и ничего не надумал. Три недели отгадывали, так и не отгадали.

Вечером приходит до царя дочь, а царь совсем опечалился. Дочка спрашивает:
- Что ты, царь-батюшка, опечалился?

Он отвечает:
- Англицкий царь прислал письмо и пишет: «Вашего жеребца случить с англицкой кобылой, что будет? Какая отгадка?» Отгадаю - воевать не будем, а не отгадаю - воевать будем. Вот я и сижу, дочка, да и думаю: «Не отгадаем - война будет».
- Не горюй, утром я тебе расскажу, как быть.

Пришла к себе царская дочь, призвала Ваню, рассказала все как есть. А он ей гутарит:
- Теперь мне нужно до царя самому идти.

Пошла она до царя утром и гутарит:
- Отец, две беды отгадали и третью отгадаем.
- А кто отгадывал-то, дочка?
- Да тот Ванюша из Расеи, что тебе про свой сон нe стал гутарить.
- Он жив?
- Ну да. Это он все отгадал, третью загадку тоже отгадает, только ему надо самому придти.
- Ладно, пусть идет.

Утром приходит Иван до царя. Поздоровкался с ним и гутарит:
- Две беды отгадали и третью отгадаем. Дай мне, царь-батюшка, сорок солдат верховых, посади на кора6ель и отправь к англицкому царю, а я уже все сделаю.

Царь приказал сделать все, что Иван гутарит, поехал Ваня с солдатами к англицкому царю. Приехал он в англицкую страну и гутарит своим солдатам:
- Всех волкох собирайте по лесам и гоните через город.

Стали солдаты выгонять всех волкох из лесох и гнать через город. Народ взволновался: «Откуда-то приехали люди и всех волкох гонят». Ну, заявили об этом англицкому царю. Царь послал своих слуг спросить, кто старший этого дела, и привести его.

Пошли слуги, нашли Ваню и позвали до царя. Пришел он до царя. Царь спрашивает:
- Откуда ты?
- Из Расеи, - отвечает Иван.
- Почему гонишь из моих лесох через город волкох?
- У моего царя много овец, а стеречь их некому. Вот мы и забираем всех волкох, чтобы они караулили наших барашкох.

Царь гутарит ему:
- Наверно, парень, ты дурной...

А Иван ему отвечает:
- Может, я и дурной, а разе нельзя барашкох караулить волкам?
- Нельзя.
- А как же ты прислал письмо моему царю и пишешь, чтобы нашего жеребца случить с англицкой кобылой, а кобылу не прислал. Что же из этого будет?
- Ничего.
- Значит, нельзя этого сделать?
- Нельзя, - отвечает англицкий царь.

А потом спрашивает:
- А первые две загадки кто отгадал?
- Я.

Царь ему сказал:
- Молодец!

И за это отдал свою дочь за Ваню. Попировали, Ваня и поехал до своего царя с невестой. Приехал. На радости царь гутарит:
- И я за тебя отдам свою дочь.

Стали они гулять. Царь сидит со своей царицей вместе, а Ваня сидит с двумя царскими дочерьми. Вот царь и спрашивает:
- Ну, а теперь, зятек, скажи мне свой сон.
- Скажу. Я во сне видел, что по левую мою руку светит солнце, по правую сторону светит месяц. Вот сижу я, а по левую и правую руку сидят две царские дочери, а я от них отказался. Вот все и сбылось. Два царя отдали за меня дочерей своих, а я от них отказываюсь.
- Отчего? - спрашивает царь.
- Да не хочу я на царских дочерях жениться.

Ну, тут царь стал просить Ивана жениться на его дочери. Думал-думал Иван да и гутарит:
- Ну, раз просишь, можно, пожалуй, жениться.

Женился Ваня на царской дочери, а дочь англицкого царя отослал до отца.

Стали Иван с женою жить-поживать и добра наживать. Я у них был, мед-пиво пил.

4-IX 1947 Г.

Коза и кума лиса

Вот, значит, паслась в лесу коза, паслась она целый день. Наелась коза сочной травы, а напиться воды негде. В это время бежит кума-лиса, видит козу - и до ней:
- Здравствуй, коза, - гутарит лиса.
- Здравствуй, кумушка. Куда ты побегла? - коза-то спрашивает лису.
- Да была в гостях у медведя, а он угостил свеженинкой, вот я и бегу теперича домонь. А ты, коза, я вижу, попаслась хорошо, молока-то у тебя в выме много.
- Да, кумушка, попаслась хорошо.
- А козляточки-то У тебя дома?
- Нет, кумушка, у меня козляточек, одна я.
- Одна?
- Одна, кумушка.
- Ну, тогда, коза, пойдем путь-дорогой да погутарим.
- Пойдем, кумушка.

Вот, значит, коза и лиса пошли. Шли они шли по лесу и пить им захотелось, а навстречу им ни одного озера, ни одного болотца, ни речки. Лужицы и той не нашли они в лесу. Идут они и стали из лесу выходить, а тут и копонь стоит. Подошли они под копонь, поглядели, а напиться-то нечем. Обошли они, кругом, в копонь заглянули: и вода не так-то бы далеко была, а пить нельзя. Тогда лиса гутарит:
- Нашли копонь, а напиться не можем. Тебе, коза, как бы вода нужна была, я-то могу потерпеть до дому, а ты, бедная, сколько травы пережевала, чай, и в роте все посохло?!
- Да, кумушка, все в горле пересохло! Аж язык потрескался, так пить хочу!

Лиса смекнула все – коза-то глупая – и гутарит:
- Я тебе, козушка, могла бы советом угодить, да боюсь - не поверишь ты, мне, скажешь, корысть я имею да еще и отругаешь.
- Что это ты, Кумушка, такую напраслину гутаришь про меня? За добрый совет разе можно ругать?
- Я, козушка, свеженинки поела, у меня в роте соку много, мне вода не надобна. А жалеючи тебя скажу: прянем в копонь, напьемся, вылезем и пойдем по лесу, будем гутарить друг с дружкой. Давно мне не доводилось с вашей сестрой гутарить.
- Ну чего же, лисушка, давай да и прянем.

Уговорились они и прянули в копонь. Напились. Лиса-то больше козы пила. Напились они, а вылезти не могут. Лиса поглядела вверх из копоня, примерила глазом расстояние и гутарит:
- Моя козочка, будь у тебя умная головушка, ты бы вздумала, что и я вздумала!
- А чегой-то ты, кумушка, вздумала? - спрашивает коза.
- А вот чего: встань на задние ноги, подыми передние вверх, обопрись о сруб, а я по тебе выйду, сяду сверху и тебя за рога буду рятовать наверх.

Стала коза на задние ноги, подняла голову вверх, а лиса и вылезла из копоня и побегла. Стоит так-то коза и ждет. Ждала она, ждала и закричала:
- Мэ-мэ-мэ!

На ту пору медведь шел. Идет он и слышит: где-то коза кричит. Поглядел кругом, увидел копонь. Коза в это время кричать стала. Подошел до копоня, глядит в него – а там Коза. Он ее спрашивает:
- Чего это ты, коза, в копоне делаешь?
- Воду пила,- отвечает коза,- а вылезти не могу, пособи мне, куманек, а то я намокла вся.
- А зачем прыгнула, раз не можешь вытить из копоня?
- Лиса меня уговорила. Сказала,что свеженинкой ты ее угостил, пить ей не охота, а мне хотелось, вот она и совет дала прыгнуть в копонь. Напилась она, сказала: «Выйду из копоня, коза, тебя буду рятовать».

Жалко стало медведю глупую козу, он ее рятовать стал. Поднял козу из копоня мeдведь и гутарит:
- Ну, иди домонь, хозяин тебя ждет. А я пойду, коза, ту лису искать: она у меня покушала мясо.

Коза пошла домонь, а медведь побег лису искать. Обсохла коза и есть ей захотелось. Смеркаться стало. Коза домонь не пошла, завернула к лесу и думает: «Поем еще травки и домонь пойду. Старик подождет, делать ему нечего».

Подумала и к лесу идет, а в это время бирюк ей навстречу. Увидал он козу и съел ее, глупую.

3-VII 1948 г.

Лисица-девица и Котофей Иванович

В одном лесу, в нашем русском, сибирском, жила Лисица-девица. Вот однажды собралась Лисица-девицa пойти в лес погулять, а навстречу ей идет новый гость - Котофей Иванович, бурмистер брянских лесох.

В этом лесу, где жила Лисица-девица, всяких зверей хватало, а вот Котофея Ивановича не бывало. Встречается ему Лисица-девица, он ей и гутарит:
- Здравствуй, Лисица-девица!
- Здравствуй, Котофей Иванович! Издалека ты до нас прибыл, Котофей Иванович?
- Я прибыл из брянских лесох быть у вас бурмистером-царем. А вы, Лисица-девица, не замужняя жена?
- Да нет, Котофей Иванович, я еще девица.
- А не пойдешь ли за меня замуж?

Тут Лисица-девица и думает: «Как же отказаться? Я же буду бурмистерской женой». Вот она и отвечает eму:
- Пойду, Котофей Иванович.

Тут они поженились. Лисица-девица повела его в свою хатку. Привела, положила спать как молодого мужа, а сама пошла в станицу на добычу. Идет она, а навстречу ей Левон Иванович-бирюк.
- Здравствуй, Лисица-девица!
- Какая я тебе девица? Я замужняя жена!
- О! А за кого ты вышла?
- Да за Котофея Ивановича.
- За кого?
- Да за Котофея Ивановича, чтo прибыл до нас из брянских лесох, что будет у нас бурмистером-царем.
- Бурмистером-царем?!
- Да! А ты не слыхал? Вот теперь я его жена.
- А как бы его поглядеть?

А Лисица-бурмистерша отвечает:
- Это дорого стоит, Левон Иванович. Надо на поклон принести барана, вот тогда и посмотришь:
- Ладно, Лисица-бурмистерша.

Левон Иванович метнулся в станицу за бараном. Идет Лисица-бурмистерша дальше. Встречается ей Медведь - Михаил Иванович.
- Здравствуй, Лисица-девица.
- Какая я тебе девица? Я замужняя жена.
- Ох! А за кого ты вышла замуж?
- Да за Котофея Ивановича, что прибыл из брянских лесох до нас, чтоб быть бурмистером-царем.
- Бурмистером-царем?!
- Да! А ты не слыхал?! Вот теперь я его жена!
- А как бы его поглядеть?

А Лисица-бурмистерша отвечает:
- Это дорого стоит, Михаил Иванович. Надо на поклон принести вола.
- Это можно, Лисица-бурмистерша.

Михаил Иванович пошел за волом. А Лисица видит, что встретила на дороге двух дуракох, пошла отдыхать домонь. Пришла, легла и лежит с молодым мужем.

Идет по дороге в станицу Левон Иванович, встречает Михаила Ивановича и шумит ему:
- Здравствуй, брат Михайло Иванович!
- Здорово! Здорово, Левон Иванович. Куда идешь?
- Да за бараном, чтобы на поклон пойтить к новому бурмистеру-царю.
- А я за волом иду.
- Пойдем до станицы вместе, Михайло Иванович. Пошли они. Дошли до станицы. Левон Иванович метнул в кошару, а Михайло Иванович на баз завернул до волох.

Ну, приносят они добычу: Левон Иванович - барана, а Михайло Иванович - вола. Сложили добычу вместе и ведут спор: кому первому пойтить на поклон к бурмистеру-царю. Левон Иванович гутарит:
- Тебе надо, Михайло Иванович: ты старше.
- Нет, тебе, Левон Иванович: ты помоложе.

Спорят они. В то время на их счастье является косой заяц.
- Эй, ты, косоглазый, иди-ка сюда, - шумят они оба.

Заяц подбег до них, стал на задние лапки, ушами длинными прядает. Перепугался он и спрашивает:
- Что, братья, прикажете?

Левон Иванович приказ дает:
- Ну-ка, черт косоглазый, смотайся на всю прыть до Лисицы-бурмистерши да скажи: «Михайло Иванович кланяется волом, а Левон Иванович кланяется бараном бурмистеру-царю».

Вот заяц и мотнулся до Лисицы-бурмистерши. Добег до лисиной хатки, встал на задние лапки, а передними стучит в дверь.
- Эй, выходи, Лисица-девица.

Вышла Лиса и гутарит:
- Ах ты, черт косоглазый! Невежа! Да какая я тебе девица? Я замужняя жена! Муж мой бурмистер наших лесох!

Услыхал заяц и оробел. Лиса глядит на него да и спрашивает:
- Зачем, косоглазый, прибег?
- Меня Михайло Иванович да Левон Иванович послали сказать тебе, что принесли они вола и барана на поклон бурмистеру-царю.

Сказал заяц и подался в лес до Левона Ивановича и Михайла Ивановича. Прибег и доложил, что бурмистеру-царю о том объявлено.

Стоят они втроем и совет держат друг с другом, кому куда схорониться. Михайлу Ивановичу хорошо: он и на дерево может залезть. Вот он и гутарит:
- Я залезу на дерево.

А Левону Ивановичу плохо: он залезть на дерево не может. Тогда Левон Иванович гутарит Михайлу Ивановичу:
- Брат родной, я лягу, а ты меня загреби листьями, а сам потом на дерево залезешь, а косой отoйдет и под елочкой где-нибудь схоронится.

Михайло Иванович зарыл Левона Ивановича в листья, а сам на дерево полез. Косоглазый побег и схоронился под елочку. В это время Лисица-бурмистерша прибыла со своим мужем - бурмистером-царем. Котофей Иванович видит, что лежат вол да баран. Накинулся он на добычу и стал рвать. Рвет и кричит:
- Мяу! Мяу! Мяу!

Потом с вола прянул на барана и тоже кричит:
- Мяу! Мяу! Мяу!

Медведь сидит на дубу и гутарит себе: «Мал, а прожорлив!»

А Левону Ивановичу не видать, что за бурмистер-царь. Вот ему захотелось его повидать. Стал он помаленечку высовывать нос. Листья были сухие, зашуршели. А кот подумал, что мышь. Как бросится на шорох и попал когтями прямо в нос Левону Ивановичу.

Бирюк испугался. Вскочил и побег. А кот caм испугался бирюка да как прыгнет на дуб.

Михайло Иванович видит, что бурмистер добирается до него. Шутки плохи, свернулся в комок – и бух с дуба на землю. Встал и подался в лес. А Лисица-бурмистерша шумит:
- Лови! Лови! Лови их, Котофей Иванович!

Левон Иванович бежит по лесу, крутит носом, а Михайло Иванович бежит и дух не переведет. Встретились они. Вот Левон Иванович спрашивает:
- Ну как, брат, посмотрел бурмистера-царя?
- Да, посмотрел, брат, еле дух перевожу, печенки отбил.
- Да, Михайло Иванович, невелик наш царь, а поворотлив. Он и на земле, и в земле, и на дереве найдет...

А Лисица с Котофеем Ивановичем стали жить-поживать и добра наживать. Звери на поклон добычу им носят.

17-VIII 1946 г.

Мышь и Воробей

Жила мышь в степу, а близко был лес. Звали мышь Мышка-Тишка.

Вот Мышка-Тишка жила год, другой и третий. И днем и ночью все три года Мышка-Тишка бегала по полю, а никак не могла запастись хлебом на зиму. Тpи года засуха была. Посеют казаки хлеб, а он не родится.

Летом, когда хлебу созревать пора, Мышка-Тишка с утра до вечера трудится - колоски собирает, а зима приходит - есть нечего.

Три зимы Мышка-Тишка голодала. Прошла третья зима, она думать стала: «Надо весной хлеб посеять!» Надумала и ждет, когда снег совсем сойдет со степу и земля подсохнет.

Сошел снег, тут-то Мышка-Тишка призадумалась: «Вспашу я землю, а сеять нечем. Пока зерна доставать буду, время сеять пройдет. Где зерна взять?»

Думала она так да и вспомнила: «Погутарю я с Воробьем. Мажет, вдвоем и посеем. Живет он один, хлеб ему тоже нужен...»

По суседству Воробей жил. Гнездо у него было в дупле сосны. Сосна на отшибе леса стояла. Он тоже три года мучился. Придет весна - живет Воробей: мошек, жучкох, червячкох много. До самой осени сыт, а зима наступает - есть нечего, урожая нема! Зимой-то он в станицу часто летал. Да в станице своих воробьех много, им тоже нечего есть. Прилетит он, а станичные воробьи прогоняют его, а раз даже побили.

Прошла третья зима, Воробей думает себе: «Живет тут рядом полевая мышка, погутарю я с ней, может, пшеничку вдвоем-то посеем... Полечу-ка я до ней».

Надумал Воробей и полетел в степ. Летит он невысоко и видит: Мышка на бугорочке сидит. Вышла она из хатки своей и смотрит кругом.

Завидела Воробья, встала на задние ноги, а передние к небу подняла и кричит:
- Суседушка, сядь ко мне рядом да погутарим с тобой.

Сел Воробей на бугорок к Мышке, поздоровкался:
- Здравствуй, Мышка-Тишка.
- Здравствуй, Воробей.

Воробей ее спрашивает:
- Как живешь, суседушка?
- Плохо, сусед, живу. Урожаю нема, доходов никаких, жить нечем, детишки малые. Уж я не знаю, куда голову приклонить. Детки исть просют, а хлеба нема, взять негде, от станицы далеко живу, а казаки в поле сусеки не строят. Тебе-то хорошо, взял да и полетел в станицу, поклевал да и домонь.

Воробей послухал Мышку, покачал головой и гутарит ей:
- Ой, Мышка-Тишка, кабы хорошо было... В станице воробьех тьма-тьмущая, им самим нечего исть. Прилетел я зимой, они прогнали меня да еще и побили. Не придумаю, суседушка, как жить буду.

Мышка ему гутарит:
- Давай, Воробей, хлеб сеять.
- Давай, - согласился Воробей.
- Я пахать землю стану, а ты сеять будешь.

Договорились они. Мышка-Тишка сказала ему:
- Завтра казаки будут сеять и мы начнем. Я буду землю пахать, а ты – к казакам за зерном. Украдешь зерно, прилетишь, посеешь - и обратно за зерном.

Наутро рано поднялись Воробей с Мышкой. Мышка-Тишка пашет, а Воробей знай летает до казакох да на свое поле зерно носит. Неделю они так-то сеяли с Мышкой. Посеяли они 12 гектар и мечтают: уродится хлеб и будут они зимовать с блинами, пирогами, в гости будут ходить друг до дружке.

Посеяли и караулить свое поле стали. Мышка ночью караулила. Ходит по земле и все доглядывает. Воробей днем летает над полем. Всех жучкох, мошек, червячкох поклевал.

Пшеничка взошла, потом колос завязался, цвесть начала, налилась, созрела. Время убирать хлеб. Ну, покосили хлеб, помолотили, провеяли и ссыпали в одну большую кучу все зерна. Вот Мышка-Тишка гутарит:
- Давай, Воробей, делить хлеб.
- Давай. А как мы делить будем? - спросил Воробей Мышку.
- Да так вот и делить будем. У меня четыре ноги, Воробей, а у тебя две. Мне четыре меры, а тебе две. Вот и поделим по-божески.

Воробей не согласился.
- Нет, Мышка-Тишка, это не по-божески. По-божески, когда мы поровну разделим.
- Поровну делить нельзя, - гутарит Мышка.

Воробей стал убеждением действовать на Мышку:
- Ты работала и я работал, с поля вмeсте уходили, - значит, и делить поровну.

Мышка-Тишка подумала и сказала:
- Нет, так делить нельзя. Надо поделить, как я гутарю. У меня четыре ноги работали, а у тебя – только две. Мне четыре меры, тебе – две.

Воробей разобиделся и кричать стал:
- Ног-то у меня две, а крылья? Они тоже работали. Два крыла, две ноги – будет четыре! Поровну дели, по-божески!

Мышка ему отвечает:
- Да ведь, Воробушек, крылья при работе не нужны. Они ничего не делают. А вот ноги - это другое дело. Не будь у меня четырех ног, я не вспахала бы землю. Лошади тоже о четырех ногах. Вот так и будем делить, как я гутарю.

Долго они спорили, а потом поругались. Мышка назвала Воробья вором. Воробей Мышь обругал. Подрались они. Три дня дрались, так и не поделили свой хлеб.

На четвертый день Мышка-Тишка пришла со своими детьми и стала носить зерно в свою хату. Воробей тоже стал носить зерно к себе в дупло. Мышка полные сусеки насыпала хлебом, а Воробью мало досталось. Рассердился он и полетел до Орла заявлять на Мышь. Прилетел он до Орла и гутарит:
- Сеяли мы с Мышкой хлеб. Убрали с поля пшеницу, помолотили, а Мышка стала делить не по-божески: себе - четыре меры, мне - две, а потом меня обозвала вором и все зерно себе в сусеки ссыпала.

Орел принял заявление.

Мышка побегла до Медведя с жалобой на Воробья.

Прибегла и гутарит:
- Накажи Воробья, Медведь-батюшка! Хлеб мы с Воробьем сеяли. Я пахала, он сеял. Вырос хлеб - стали делить. Я ему две меры дала, а себе – четыре: у меня четыре ноги работали, а у него две. Не хотел он так поделить. Дрался со мною.

Медведь принял жалобу.

Прилетел Орел до Медведя. Гутарили они, гутарили. Орел свои права, а Медведь свои права защищает. Поругались они и войну друг дружке объявили.

Прошло там сколько-то время. Собрали войска Орел и Медведь и стали драться. Резко они дрались. День дерутся, другой, третий. Звери побеждать стали войска Орла. Неделю дрались: вcex птиц поубивали. Осталось несколько в живых. Живыми остались Орел и Воробей. Не утерпели они войны и улетели. Орел до себя улетел, а Воробей до себя.

Медведь видит, что Орел с Воробьем улетели, собрал зверей и гутарит:
- Вот, звери, правда победила! Теперича Мышка должна пир созвать на весь мир.

Мышка на радостях стала звать к себе на пир.

Прибегла домонь Мышка-Тишка, стала пшеничку молоть. Мелет, а сама думает: «Напеку пирогох, блинох, катламок, угощу Медведя-батюшку да зверей».

Думает она, а тут гром ударил. Тучи всю степ накрыли. Пошел дождь. Три дня дождик лил. Затопил степ и хатку Мышки-Тишки залило. Мышка-то и потопла.

А Воробей поправился. Cтал он жить-поживать и добра наживать. Я к нему в гости ходила. Напек он блинох, катламок, меня угощал.

9-VII 1940 г.

Орел и Карга

Летит Орел до леса, а сам думает «Где бы мне пищу найтить?» Долетел до леса и видит: Карга на суку сидит да такая старая, сухая – одни перья. Подумал он, подумал и пролетел мимо. А Карга сидит на дереве и спрашивает у него:
- Куда, Оpел-батюшка, летишь?
- Есть, Карга, захотелось. Полечу в лес. Может, каких карженят найду да и поем.

Kaргa ему гутарит:
- Гляди, Оpел-батюшка, моих дитех не поешь.

Орел тогдa спрашивает Каргу:
- А какие твои дети, Карга?
- Мои дети хорошие, красивые, cтaтныe. По-всему свету, Орел-батюшка, таких не сыщешь. Хоть от востока до запада пролети, хоть от юга до севера, а таких уж славных нигде не найдешь!

Послушал Kapгy Орел да и гутарит:
- Ладно, Kapгa, я не трону твоих дитех. Поищу в лесу плохих да ледащих карженят.

Полетел себе Орел, а Карга осталась сидеть на дереве. Сидит себе да смотрит на землю.

Летал, летал Оpeл по лесу и нашел гнездо Карги. Глядит в гнездо – а в нем шелудивые карженята сидят. Взял Орел да и поел их. Наелся и летит обратно, а Карга увидела его и спрашивает:
- Ну что, нашел Карженят, Орел-батюшка?
- Нашел.
- Наелся, Орел-батюшка?
- Наелся.
- А каких же ты наелся-то, Оpел-батюшка? Навepно, моих?
- Нет, Карга.
- А каких же ты поел?
- Да каких-то шелудивых.
- Эх ты, Орел-батюшка, самые мои они и есть.
- Да ты же гутарила, они у тебя красивые, самые лучшие – ответил Оpел.
- Да они же дети мои, Орел-батюшка, лучше их нет на свете.
- Ну, Карга, я искал похуже. Прощай!

Осталась Карга на дереве. С той поры она каркать стала. Каркнет, взлетит, а потом сядет на дepeво и глядит в землю.

10- VIII 1948 г.


Русские народные сказки казаков-некрасовцев
Собраны Ф. В. Тумилевичем (Ф. Н. Шишканов)
Ростовское книжное издательство, 1958.


ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free