ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, БЫЛИЧКИ СКАЗКИ КАЗАКОВ-НЕКРАСОВЦЕВ
Змея и рыбакИванов сонКоза и кума лисаЛисица-девица и Котофей ИвановичМышь и ВоробейОрел и Карга
Змея и рыбак Жили по суседству двое рыбакох. Ловили они на Mope рыбу, продавали, а потом нет рыбы и нет, а жить-то надо. Hy, жены им и гутарят: - Пойдите, наймитесь в работники. Послухались они жен и пошли работу искать. День они ходили, другой и третий. Надоело ходить, а работы нет. Искали-искали, так и не нашли. Пришли они в один хутор, переночевали и ушли. Идут они по степу, день жаркий, пить захотелось. Видят они речку, подошли, напились и дальше пошли. Солнце на полудне было. Устали они и есть захотели. - Устал я, дальше итить не могу, - гутарит один. – Давай отдохнем. Другой ему отвечает: - Ну, ты отдохни, а я пойду в хутор хлеба просить. Пошел в хутор один рыбак просить, а другой остался. Видит он камень и сел на него. А под камнем, значит, змея лежит. Он и прижал ее. Сидит и слышит: из-под камня кто-то гутарит: - Отпусти меня, рыбак. Мужик пожалел змею. Встал, поднял камень, змея выползла - и на шею ему. Хотела кусать его, а он просит: - Что же ты, змея? Люди за добро добром платят, а ты злом хочешь платить за добро? Не кусай меня. Тогда сползла змея на землю и гутарит: - Пойдем, мужик, кого встренем – спросим: чем за добро платят. Согласился мужик, и пошли они вдвох. Идут, а им навстречу бык. Рыбак спрашивает: - Скажи нам, чем люди платят за добро? Бык отвечает: - Злом платят за добро люди. Я своему хозяину землю пашу, и всю посею, и воды навожу. Время придет - хозяин зарежет меня, мясо сварит, шкуру снимет, расстелет и по мне ходить будет. Змея и гутарит: - Ну давай, рыбак, я тебя укушу. - Нет, змея, пойдем дальше. Идут они и встречают коня. Рыбак спрашивает: - Скажи нам, конь, чем люди за добро платят? Поспорили мы со змеем: я гутарю - люди добром за добро платят, а змея гутарит, что за добро люди платят злом. Конь послухал-послухал да и отвечает: - Я вот двадцать лет работал на хозяина, стар стал, а он меня не кормит да грозится зарезать и шкуру содрать. Нет, злом за добро люди платят. Змея гутарит: - Вот слышишь, рыбак, что конь сказал? Пойдем, я тебя укушу. - Нет, змея, пойдем и в третий раз спросим. Идут они, а навстречу им ишек. Они и спрашивают его: - Скажи, ишек, чем люди за добро платят? Ишек им отвечает: - Злом за добро платят. Ну, рыбак и гутарит змее: - Кусай теперича меня. А змея ему отвечает: - Поверю тебе, рыбак. Буду платить тебе добром за твое добро. Привела его змея до того камня, залезла под камень, дала мужику немного золота и наказала ему: - Приходи до мня каждый раз, как деньги нужны будут. Взял золото рыбак и ушел. С того золота стал жить, работу забросил. Прожил золото рыбак и идет до змеи, а змея еще дала денег. И эти деньги прожил он и в третий раз идет до змеи. Змея денег дала ему. Пошел рыбак и думает: «Чего это она мне помалу дает?» Ну, прожил он эти деньги и идет до змеи. Идет и думает про себя: «Чего это она дает помалу, пойду я до нее и убью, да все деньги заберу. Будет у меня много золота и заживу хорошо». Подумал он, а змея-то слыхала его мысли. Пришел рыбак до змеи, а та его укусила. Рыбак и помер. 3-IX 1948 г. Иванов сон
Жил дед с бабкой и прижили они себе сына. Сын вырос, стало ему лет пятнадцать. Звали мальчика Ваней. Вот встает один раз отец Вани рано утром и сбирается на охоту, а жене приказывает: - Сготовишь обед, а сынок принесет. Она ему ответила: - Ладно! Уехал он на охоту, а старуха принялась обед готовить. Наготовила кушать и гутарит сыну: - Сынок! Понеси отцу кушать. А сын отвечает: - Ой, мама, как хорошо я спал и сон хороший видел. Ой, хороший! - Скажи, сынок. - Нет, не скажу. - Как же, сынок, матери не скажешь? - Нет, не скажу! Просила-просила его мать, так он ей и не сказал свой сон. Она взяла хворостину и побила его. Сын взял обед да и пошел с ревом до отца. Приходит. Отец опрашивает: - Что ты, сынок, плачешь? - Меня маманя побила. - А за что она тебя побила? - Я спал и сон хороший видал. Она просила сказать про сон, а я ей не сказал. Вот она меня и побила. - Ну, мне, сынок, скажи свой сон. - Нет, не скажу. - Не скажешь? - Нет! Обиделся отец на сына и побил его. Рассердился сын на отца и мать и пошел в степ. Идет и плачет, а навстречу ему черкезенин-мухаджир идет. Подошел до Ивана, спрашивает: - Чего ты, мальчик, плачешь? - Я спал и видел сон хороший, - гутарит Ваня. - Мама спрашивала, а я не сказал. Она побила меня. Пришел до отца и ему не сказал, и он меня побил; вот я и плачу. Тут и черкезенин стал опрашивать: - Матери с отцом не сказал, скажи мне... - Матери с отцом не сказал, а тебе-то и подавно не скажу. - Не скажешь?! - Нет, не скажу. Черкезенин бился-бился, а мальчик так и не сказал. Взял черкезенин плетку и больно побил Ивана. Пошел мальчик путем-дорогою. Идет и плачет. Шел он, шел и пришел до моря. Стоит Иван на берегу и думает, как бы ему переехать на другую сторону, а денег-то у него нет. Глядит - корабель собирается отходить в море. Забрался Иван на корабель, спрятался на палубе среди канатох. Долго плыл корабель ну и приплыл на другой берег, в другое царство. Утром рано стали с корабеля разгружаться. Он с народом сошел на берег и думает: «Куда я теперь пойду?» Думал-думал и пошел в город. Время идет, а мальчик растет. Вот идет Ваня по городу. Ну, идет и видит - стоит лавка. Подошел и сел подле. Сидит, греется на солнышке. Сидит он, а тут мимо него идет стража. Начальник стражи спрашивает: - Кто такой? Ваня молчит. Взяла его стража и отвела до царя на расправу. Приводят до царя. Царь спрашивает: - Откуда ты и кто ты? Ваня рассказал: - Я из Расеи. Жил с матерью. Раз проснулся я, а мать гутарит мне: «Сынок, пойди на степ, отнеси отцу кушать». А я ей отвечаю: «Ой, мама, какой я хороший сон видел». Она просит: «Расскажи, сынок». Я ей не сказал своего сна. Она меня побила. Понес я отцу кушать. Отец меня спрашивает: «Что ты, сынок, плачешь?» Я ему отвечаю: «Мама побила». А он пытает меня: «За что тебя мама побила?». Я ему сказал, что видел хороший сон, а матери не сказал. Отец стал просить: «Скажи свой сон мне, сынок!» Я не сказал. Он меня кнутом побил. Я ушел. Иду дорогой, а навстречу мне черкезенин-мухаджир и спрашивает: «Мальчик, чего плачешь?» Я сказал ему, чего плачу. Он тоже стал просить сказать ему свой сон. Я ему не сказал. Черкезенин побил меня больно плеткой. Пошел я на море, сел в корабель и уехал в другое царство. Вот я рано утром сегодня приехал на корабеле в твое царство, царь. Услыхал царь про сон Вани, тут и прицепился: - Скажи, что ты во сне видел? А Ваня отвечает: - А я не скажу. - Смотри, я могу тебя казнить. Я же царь. - Ну что же, царь, а я не скажу. - Так царю и не скажешь? - Нет. Разобиделся царь на Ваню, призвал двух солдат и приказ дал. - Возьмите мальчика, отведите за город и казните. Солдаты взяли Ваню, повели на казнь. Проводят егo мимо дворца царской дочери. Увидала она Ваню и стучит в окно солдатам. Солдаты остановились. Открыла царская дочь окно и спросила: - Куда ведете? - Царь повелел его казнить. Она им приказывает: - Оставьте его здесь, а во дворе есть старая собака, убейте ее. Когда убьете, вымарайте его рубашку в крови и отнесите моему отцу. Так солдаты и сделали. Взяли собаку, зарезали ее за городом, рубашку Вани вымарали в крови и отнесли царю, а мальчика оставили у царской дочери. Время идет и Ваня растет. Вырос он и стал красивым бурлаком. Через некоторое время другой царь объявляет войну тому царю, что приказал Ваню казнить, присылает он палку и пишет: «Отгадай, какой конец палки тоньше и легче. Не отгадаешь - будем воевать». Прочитал царь письмо и задумался. Думал-думал, ничего не надумал. Собрал синод да и прочитал это письмо синоду. Синод думал-думал, какой конец палки тоньше и легче, а какой толше и тяжелее, и палку ту глядели, из рук в руки передавали, да так и не отгадали. Распустил царь синод. Остался один в печали и думает: «Ни за что ни про что воевать надо». А вечером приходит до царя дочь. Царь гутарит: - Печален я, дочка. - Какая тебе печаль, батюшка? - Прислал царь англицкий палку и просит отгадать, какой конeц тоньше. Синод думал и палку ту глядели, а отгадать так и не отгадали. - А что же теперь будет? - Война. Так в письме царя англицкого сказано: «Не отгадаешь - войной пойду». - А что будет, если найдется человек и отгадает? - Если, дочь, тот человек стар - богатством награжу. Если молодой - тебя за него замуж отдам. - Хорошо, отец. Наутро я приду и скажу тебе. Ушла дочь царя к себе. Пришла и все рассказала Ване. А он ей гутарит: - Пускай в котел воды нальют и бросят любым концом в воду. Какой конец сверху сначала покажется, тот самый тонкий и легкий будет. Наутро пришла царская дочь до отца и сказала ему, как можно угадать тонкий конец палки. Царь так и сделал. Отгадал он и послал ответ англицкому царю. Англицкий царь тогда прислал три верблюдицы и письмо: «Одна верблюдица принесла двух верблюдят. Они выросли и стали похожими на мать: рост в рост, масть в масть, и не узнаешь, которая из трех мать». И пишет англицкий царь: «Угадай, которая из них мать? А не угадаешь – войной на тебя пойду!» Прочитал царь письмо, поглядел на верблюдиц и не узнал, которая же из трех мать. Собрал царь синод, прочел письмо. Отгадывал синод неделю, другую и третью, так и не отгадал задачу. Приходит до царя его дочка, а царь ей гутарит: - Печален я, дочка. Прислал англrицкий царь верблюдиц и пишет, чтоб я узнал, которая из трех мать. Не отгадаю - будет война. Дочка гутарит: - Не печалься. Я наутро приду и скажу, как отгадать. Пришла она к себе, позвала Ваню и рассказала ему. А он гутарит: - Вот глупые! Целый синод гадал и не отгадал. Пусть они посадят всех верблюдиц на землю и ударят их сразу палками. Которые быстро вскочат на ноги - это дети, а мать старая - не так скоро и поднимется. Наутро пришла царская дочь и рассказала ему, как нужно отгадать. Так царь и сделал. Узнал царь мать верблюдох и отписал англицкому царю. Англицкий царь присылает письмо и пишет: «Вашего жеребца случить с англицкой кобылой, что будет? Какая отгадка? Отгадаешь - воевать не будем, а не отгадаешь - воевать будем». Собрал царь синод. Синод думал-думал и ничего не надумал. Три недели отгадывали, так и не отгадали. Вечером приходит до царя дочь, а царь совсем опечалился. Дочка спрашивает: - Что ты, царь-батюшка, опечалился? Он отвечает: - Англицкий царь прислал письмо и пишет: «Вашего жеребца случить с англицкой кобылой, что будет? Какая отгадка?» Отгадаю - воевать не будем, а не отгадаю - воевать будем. Вот я и сижу, дочка, да и думаю: «Не отгадаем - война будет». - Не горюй, утром я тебе расскажу, как быть. Пришла к себе царская дочь, призвала Ваню, рассказала все как есть. А он ей гутарит: - Теперь мне нужно до царя самому идти. Пошла она до царя утром и гутарит: - Отец, две беды отгадали и третью отгадаем. - А кто отгадывал-то, дочка? - Да тот Ванюша из Расеи, что тебе про свой сон нe стал гутарить. - Он жив? - Ну да. Это он все отгадал, третью загадку тоже отгадает, только ему надо самому придти. - Ладно, пусть идет. Утром приходит Иван до царя. Поздоровкался с ним и гутарит: - Две беды отгадали и третью отгадаем. Дай мне, царь-батюшка, сорок солдат верховых, посади на кора6ель и отправь к англицкому царю, а я уже все сделаю. Царь приказал сделать все, что Иван гутарит, поехал Ваня с солдатами к англицкому царю. Приехал он в англицкую страну и гутарит своим солдатам: - Всех волкох собирайте по лесам и гоните через город. Стали солдаты выгонять всех волкох из лесох и гнать через город. Народ взволновался: «Откуда-то приехали люди и всех волкох гонят». Ну, заявили об этом англицкому царю. Царь послал своих слуг спросить, кто старший этого дела, и привести его. Пошли слуги, нашли Ваню и позвали до царя. Пришел он до царя. Царь спрашивает: - Откуда ты? - Из Расеи, - отвечает Иван. - Почему гонишь из моих лесох через город волкох? - У моего царя много овец, а стеречь их некому. Вот мы и забираем всех волкох, чтобы они караулили наших барашкох. Царь гутарит ему: - Наверно, парень, ты дурной... А Иван ему отвечает: - Может, я и дурной, а разе нельзя барашкох караулить волкам? - Нельзя. - А как же ты прислал письмо моему царю и пишешь, чтобы нашего жеребца случить с англицкой кобылой, а кобылу не прислал. Что же из этого будет? - Ничего. - Значит, нельзя этого сделать? - Нельзя, - отвечает англицкий царь. А потом спрашивает: - А первые две загадки кто отгадал? - Я. Царь ему сказал: - Молодец! И за это отдал свою дочь за Ваню. Попировали, Ваня и поехал до своего царя с невестой. Приехал. На радости царь гутарит: - И я за тебя отдам свою дочь. Стали они гулять. Царь сидит со своей царицей вместе, а Ваня сидит с двумя царскими дочерьми. Вот царь и спрашивает: - Ну, а теперь, зятек, скажи мне свой сон. - Скажу. Я во сне видел, что по левую мою руку светит солнце, по правую сторону светит месяц. Вот сижу я, а по левую и правую руку сидят две царские дочери, а я от них отказался. Вот все и сбылось. Два царя отдали за меня дочерей своих, а я от них отказываюсь. - Отчего? - спрашивает царь. - Да не хочу я на царских дочерях жениться. Ну, тут царь стал просить Ивана жениться на его дочери. Думал-думал Иван да и гутарит: - Ну, раз просишь, можно, пожалуй, жениться. Женился Ваня на царской дочери, а дочь англицкого царя отослал до отца. Стали Иван с женою жить-поживать и добра наживать. Я у них был, мед-пиво пил. 4-IX 1947 Г. Коза и кума лиса Вот, значит, паслась в лесу коза, паслась она целый день. Наелась коза сочной травы, а напиться воды негде. В это время бежит кума-лиса, видит козу - и до ней: - Здравствуй, коза, - гутарит лиса. - Здравствуй, кумушка. Куда ты побегла? - коза-то спрашивает лису. - Да была в гостях у медведя, а он угостил свеженинкой, вот я и бегу теперича домонь. А ты, коза, я вижу, попаслась хорошо, молока-то у тебя в выме много. - Да, кумушка, попаслась хорошо. - А козляточки-то У тебя дома? - Нет, кумушка, у меня козляточек, одна я. - Одна? - Одна, кумушка. - Ну, тогда, коза, пойдем путь-дорогой да погутарим. - Пойдем, кумушка. Вот, значит, коза и лиса пошли. Шли они шли по лесу и пить им захотелось, а навстречу им ни одного озера, ни одного болотца, ни речки. Лужицы и той не нашли они в лесу. Идут они и стали из лесу выходить, а тут и копонь стоит. Подошли они под копонь, поглядели, а напиться-то нечем. Обошли они, кругом, в копонь заглянули: и вода не так-то бы далеко была, а пить нельзя. Тогда лиса гутарит: - Нашли копонь, а напиться не можем. Тебе, коза, как бы вода нужна была, я-то могу потерпеть до дому, а ты, бедная, сколько травы пережевала, чай, и в роте все посохло?! - Да, кумушка, все в горле пересохло! Аж язык потрескался, так пить хочу! Лиса смекнула все – коза-то глупая – и гутарит: - Я тебе, козушка, могла бы советом угодить, да боюсь - не поверишь ты, мне, скажешь, корысть я имею да еще и отругаешь. - Что это ты, Кумушка, такую напраслину гутаришь про меня? За добрый совет разе можно ругать? - Я, козушка, свеженинки поела, у меня в роте соку много, мне вода не надобна. А жалеючи тебя скажу: прянем в копонь, напьемся, вылезем и пойдем по лесу, будем гутарить друг с дружкой. Давно мне не доводилось с вашей сестрой гутарить. - Ну чего же, лисушка, давай да и прянем. Уговорились они и прянули в копонь. Напились. Лиса-то больше козы пила. Напились они, а вылезти не могут. Лиса поглядела вверх из копоня, примерила глазом расстояние и гутарит: - Моя козочка, будь у тебя умная головушка, ты бы вздумала, что и я вздумала! - А чегой-то ты, кумушка, вздумала? - спрашивает коза. - А вот чего: встань на задние ноги, подыми передние вверх, обопрись о сруб, а я по тебе выйду, сяду сверху и тебя за рога буду рятовать наверх. Стала коза на задние ноги, подняла голову вверх, а лиса и вылезла из копоня и побегла. Стоит так-то коза и ждет. Ждала она, ждала и закричала: - Мэ-мэ-мэ! На ту пору медведь шел. Идет он и слышит: где-то коза кричит. Поглядел кругом, увидел копонь. Коза в это время кричать стала. Подошел до копоня, глядит в него – а там Коза. Он ее спрашивает: - Чего это ты, коза, в копоне делаешь? - Воду пила,- отвечает коза,- а вылезти не могу, пособи мне, куманек, а то я намокла вся. - А зачем прыгнула, раз не можешь вытить из копоня? - Лиса меня уговорила. Сказала,что свеженинкой ты ее угостил, пить ей не охота, а мне хотелось, вот она и совет дала прыгнуть в копонь. Напилась она, сказала: «Выйду из копоня, коза, тебя буду рятовать». Жалко стало медведю глупую козу, он ее рятовать стал. Поднял козу из копоня мeдведь и гутарит: - Ну, иди домонь, хозяин тебя ждет. А я пойду, коза, ту лису искать: она у меня покушала мясо. Коза пошла домонь, а медведь побег лису искать. Обсохла коза и есть ей захотелось. Смеркаться стало. Коза домонь не пошла, завернула к лесу и думает: «Поем еще травки и домонь пойду. Старик подождет, делать ему нечего». Подумала и к лесу идет, а в это время бирюк ей навстречу. Увидал он козу и съел ее, глупую. 3-VII 1948 г. Лисица-девица и Котофей Иванович В одном лесу, в нашем русском, сибирском, жила Лисица-девица. Вот однажды собралась Лисица-девицa пойти в лес погулять, а навстречу ей идет новый гость - Котофей Иванович, бурмистер брянских лесох. В этом лесу, где жила Лисица-девица, всяких зверей хватало, а вот Котофея Ивановича не бывало. Встречается ему Лисица-девица, он ей и гутарит: - Здравствуй, Лисица-девица! - Здравствуй, Котофей Иванович! Издалека ты до нас прибыл, Котофей Иванович? - Я прибыл из брянских лесох быть у вас бурмистером-царем. А вы, Лисица-девица, не замужняя жена? - Да нет, Котофей Иванович, я еще девица. - А не пойдешь ли за меня замуж? Тут Лисица-девица и думает: «Как же отказаться? Я же буду бурмистерской женой». Вот она и отвечает eму: - Пойду, Котофей Иванович. Тут они поженились. Лисица-девица повела его в свою хатку. Привела, положила спать как молодого мужа, а сама пошла в станицу на добычу. Идет она, а навстречу ей Левон Иванович-бирюк. - Здравствуй, Лисица-девица! - Какая я тебе девица? Я замужняя жена! - О! А за кого ты вышла? - Да за Котофея Ивановича. - За кого? - Да за Котофея Ивановича, чтo прибыл до нас из брянских лесох, что будет у нас бурмистером-царем. - Бурмистером-царем?! - Да! А ты не слыхал? Вот теперь я его жена. - А как бы его поглядеть? А Лисица-бурмистерша отвечает: - Это дорого стоит, Левон Иванович. Надо на поклон принести барана, вот тогда и посмотришь: - Ладно, Лисица-бурмистерша. Левон Иванович метнулся в станицу за бараном. Идет Лисица-бурмистерша дальше. Встречается ей Медведь - Михаил Иванович. - Здравствуй, Лисица-девица. - Какая я тебе девица? Я замужняя жена. - Ох! А за кого ты вышла замуж? - Да за Котофея Ивановича, что прибыл из брянских лесох до нас, чтоб быть бурмистером-царем. - Бурмистером-царем?! - Да! А ты не слыхал?! Вот теперь я его жена! - А как бы его поглядеть? А Лисица-бурмистерша отвечает: - Это дорого стоит, Михаил Иванович. Надо на поклон принести вола. - Это можно, Лисица-бурмистерша. Михаил Иванович пошел за волом. А Лисица видит, что встретила на дороге двух дуракох, пошла отдыхать домонь. Пришла, легла и лежит с молодым мужем. Идет по дороге в станицу Левон Иванович, встречает Михаила Ивановича и шумит ему: - Здравствуй, брат Михайло Иванович! - Здорово! Здорово, Левон Иванович. Куда идешь? - Да за бараном, чтобы на поклон пойтить к новому бурмистеру-царю. - А я за волом иду. - Пойдем до станицы вместе, Михайло Иванович. Пошли они. Дошли до станицы. Левон Иванович метнул в кошару, а Михайло Иванович на баз завернул до волох. Ну, приносят они добычу: Левон Иванович - барана, а Михайло Иванович - вола. Сложили добычу вместе и ведут спор: кому первому пойтить на поклон к бурмистеру-царю. Левон Иванович гутарит: - Тебе надо, Михайло Иванович: ты старше. - Нет, тебе, Левон Иванович: ты помоложе. Спорят они. В то время на их счастье является косой заяц. - Эй, ты, косоглазый, иди-ка сюда, - шумят они оба. Заяц подбег до них, стал на задние лапки, ушами длинными прядает. Перепугался он и спрашивает: - Что, братья, прикажете? Левон Иванович приказ дает: - Ну-ка, черт косоглазый, смотайся на всю прыть до Лисицы-бурмистерши да скажи: «Михайло Иванович кланяется волом, а Левон Иванович кланяется бараном бурмистеру-царю». Вот заяц и мотнулся до Лисицы-бурмистерши. Добег до лисиной хатки, встал на задние лапки, а передними стучит в дверь. - Эй, выходи, Лисица-девица. Вышла Лиса и гутарит: - Ах ты, черт косоглазый! Невежа! Да какая я тебе девица? Я замужняя жена! Муж мой бурмистер наших лесох! Услыхал заяц и оробел. Лиса глядит на него да и спрашивает: - Зачем, косоглазый, прибег? - Меня Михайло Иванович да Левон Иванович послали сказать тебе, что принесли они вола и барана на поклон бурмистеру-царю. Сказал заяц и подался в лес до Левона Ивановича и Михайла Ивановича. Прибег и доложил, что бурмистеру-царю о том объявлено. Стоят они втроем и совет держат друг с другом, кому куда схорониться. Михайлу Ивановичу хорошо: он и на дерево может залезть. Вот он и гутарит: - Я залезу на дерево. А Левону Ивановичу плохо: он залезть на дерево не может. Тогда Левон Иванович гутарит Михайлу Ивановичу: - Брат родной, я лягу, а ты меня загреби листьями, а сам потом на дерево залезешь, а косой отoйдет и под елочкой где-нибудь схоронится. Михайло Иванович зарыл Левона Ивановича в листья, а сам на дерево полез. Косоглазый побег и схоронился под елочку. В это время Лисица-бурмистерша прибыла со своим мужем - бурмистером-царем. Котофей Иванович видит, что лежат вол да баран. Накинулся он на добычу и стал рвать. Рвет и кричит: - Мяу! Мяу! Мяу! Потом с вола прянул на барана и тоже кричит: - Мяу! Мяу! Мяу! Медведь сидит на дубу и гутарит себе: «Мал, а прожорлив!» А Левону Ивановичу не видать, что за бурмистер-царь. Вот ему захотелось его повидать. Стал он помаленечку высовывать нос. Листья были сухие, зашуршели. А кот подумал, что мышь. Как бросится на шорох и попал когтями прямо в нос Левону Ивановичу. Бирюк испугался. Вскочил и побег. А кот caм испугался бирюка да как прыгнет на дуб. Михайло Иванович видит, что бурмистер добирается до него. Шутки плохи, свернулся в комок – и бух с дуба на землю. Встал и подался в лес. А Лисица-бурмистерша шумит: - Лови! Лови! Лови их, Котофей Иванович! Левон Иванович бежит по лесу, крутит носом, а Михайло Иванович бежит и дух не переведет. Встретились они. Вот Левон Иванович спрашивает: - Ну как, брат, посмотрел бурмистера-царя? - Да, посмотрел, брат, еле дух перевожу, печенки отбил. - Да, Михайло Иванович, невелик наш царь, а поворотлив. Он и на земле, и в земле, и на дереве найдет... А Лисица с Котофеем Ивановичем стали жить-поживать и добра наживать. Звери на поклон добычу им носят. 17-VIII 1946 г. Мышь и Воробей Жила мышь в степу, а близко был лес. Звали мышь Мышка-Тишка. Вот Мышка-Тишка жила год, другой и третий. И днем и ночью все три года Мышка-Тишка бегала по полю, а никак не могла запастись хлебом на зиму. Тpи года засуха была. Посеют казаки хлеб, а он не родится. Летом, когда хлебу созревать пора, Мышка-Тишка с утра до вечера трудится - колоски собирает, а зима приходит - есть нечего. Три зимы Мышка-Тишка голодала. Прошла третья зима, она думать стала: «Надо весной хлеб посеять!» Надумала и ждет, когда снег совсем сойдет со степу и земля подсохнет. Сошел снег, тут-то Мышка-Тишка призадумалась: «Вспашу я землю, а сеять нечем. Пока зерна доставать буду, время сеять пройдет. Где зерна взять?» Думала она так да и вспомнила: «Погутарю я с Воробьем. Мажет, вдвоем и посеем. Живет он один, хлеб ему тоже нужен...» По суседству Воробей жил. Гнездо у него было в дупле сосны. Сосна на отшибе леса стояла. Он тоже три года мучился. Придет весна - живет Воробей: мошек, жучкох, червячкох много. До самой осени сыт, а зима наступает - есть нечего, урожая нема! Зимой-то он в станицу часто летал. Да в станице своих воробьех много, им тоже нечего есть. Прилетит он, а станичные воробьи прогоняют его, а раз даже побили. Прошла третья зима, Воробей думает себе: «Живет тут рядом полевая мышка, погутарю я с ней, может, пшеничку вдвоем-то посеем... Полечу-ка я до ней». Надумал Воробей и полетел в степ. Летит он невысоко и видит: Мышка на бугорочке сидит. Вышла она из хатки своей и смотрит кругом. Завидела Воробья, встала на задние ноги, а передние к небу подняла и кричит: - Суседушка, сядь ко мне рядом да погутарим с тобой. Сел Воробей на бугорок к Мышке, поздоровкался: - Здравствуй, Мышка-Тишка. - Здравствуй, Воробей. Воробей ее спрашивает: - Как живешь, суседушка? - Плохо, сусед, живу. Урожаю нема, доходов никаких, жить нечем, детишки малые. Уж я не знаю, куда голову приклонить. Детки исть просют, а хлеба нема, взять негде, от станицы далеко живу, а казаки в поле сусеки не строят. Тебе-то хорошо, взял да и полетел в станицу, поклевал да и домонь. Воробей послухал Мышку, покачал головой и гутарит ей: - Ой, Мышка-Тишка, кабы хорошо было... В станице воробьех тьма-тьмущая, им самим нечего исть. Прилетел я зимой, они прогнали меня да еще и побили. Не придумаю, суседушка, как жить буду. Мышка ему гутарит: - Давай, Воробей, хлеб сеять. - Давай, - согласился Воробей. - Я пахать землю стану, а ты сеять будешь. Договорились они. Мышка-Тишка сказала ему: - Завтра казаки будут сеять и мы начнем. Я буду землю пахать, а ты – к казакам за зерном. Украдешь зерно, прилетишь, посеешь - и обратно за зерном. Наутро рано поднялись Воробей с Мышкой. Мышка-Тишка пашет, а Воробей знай летает до казакох да на свое поле зерно носит. Неделю они так-то сеяли с Мышкой. Посеяли они 12 гектар и мечтают: уродится хлеб и будут они зимовать с блинами, пирогами, в гости будут ходить друг до дружке. Посеяли и караулить свое поле стали. Мышка ночью караулила. Ходит по земле и все доглядывает. Воробей днем летает над полем. Всех жучкох, мошек, червячкох поклевал. Пшеничка взошла, потом колос завязался, цвесть начала, налилась, созрела. Время убирать хлеб. Ну, покосили хлеб, помолотили, провеяли и ссыпали в одну большую кучу все зерна. Вот Мышка-Тишка гутарит: - Давай, Воробей, делить хлеб. - Давай. А как мы делить будем? - спросил Воробей Мышку. - Да так вот и делить будем. У меня четыре ноги, Воробей, а у тебя две. Мне четыре меры, а тебе две. Вот и поделим по-божески. Воробей не согласился. - Нет, Мышка-Тишка, это не по-божески. По-божески, когда мы поровну разделим. - Поровну делить нельзя, - гутарит Мышка. Воробей стал убеждением действовать на Мышку: - Ты работала и я работал, с поля вмeсте уходили, - значит, и делить поровну. Мышка-Тишка подумала и сказала: - Нет, так делить нельзя. Надо поделить, как я гутарю. У меня четыре ноги работали, а у тебя – только две. Мне четыре меры, тебе – две. Воробей разобиделся и кричать стал: - Ног-то у меня две, а крылья? Они тоже работали. Два крыла, две ноги – будет четыре! Поровну дели, по-божески! Мышка ему отвечает: - Да ведь, Воробушек, крылья при работе не нужны. Они ничего не делают. А вот ноги - это другое дело. Не будь у меня четырех ног, я не вспахала бы землю. Лошади тоже о четырех ногах. Вот так и будем делить, как я гутарю. Долго они спорили, а потом поругались. Мышка назвала Воробья вором. Воробей Мышь обругал. Подрались они. Три дня дрались, так и не поделили свой хлеб. На четвертый день Мышка-Тишка пришла со своими детьми и стала носить зерно в свою хату. Воробей тоже стал носить зерно к себе в дупло. Мышка полные сусеки насыпала хлебом, а Воробью мало досталось. Рассердился он и полетел до Орла заявлять на Мышь. Прилетел он до Орла и гутарит: - Сеяли мы с Мышкой хлеб. Убрали с поля пшеницу, помолотили, а Мышка стала делить не по-божески: себе - четыре меры, мне - две, а потом меня обозвала вором и все зерно себе в сусеки ссыпала. Орел принял заявление. Мышка побегла до Медведя с жалобой на Воробья. Прибегла и гутарит: - Накажи Воробья, Медведь-батюшка! Хлеб мы с Воробьем сеяли. Я пахала, он сеял. Вырос хлеб - стали делить. Я ему две меры дала, а себе – четыре: у меня четыре ноги работали, а у него две. Не хотел он так поделить. Дрался со мною. Медведь принял жалобу. Прилетел Орел до Медведя. Гутарили они, гутарили. Орел свои права, а Медведь свои права защищает. Поругались они и войну друг дружке объявили. Прошло там сколько-то время. Собрали войска Орел и Медведь и стали драться. Резко они дрались. День дерутся, другой, третий. Звери побеждать стали войска Орла. Неделю дрались: вcex птиц поубивали. Осталось несколько в живых. Живыми остались Орел и Воробей. Не утерпели они войны и улетели. Орел до себя улетел, а Воробей до себя. Медведь видит, что Орел с Воробьем улетели, собрал зверей и гутарит: - Вот, звери, правда победила! Теперича Мышка должна пир созвать на весь мир. Мышка на радостях стала звать к себе на пир. Прибегла домонь Мышка-Тишка, стала пшеничку молоть. Мелет, а сама думает: «Напеку пирогох, блинох, катламок, угощу Медведя-батюшку да зверей». Думает она, а тут гром ударил. Тучи всю степ накрыли. Пошел дождь. Три дня дождик лил. Затопил степ и хатку Мышки-Тишки залило. Мышка-то и потопла. А Воробей поправился. Cтал он жить-поживать и добра наживать. Я к нему в гости ходила. Напек он блинох, катламок, меня угощал. 9-VII 1940 г. Орел и Карга Летит Орел до леса, а сам думает «Где бы мне пищу найтить?» Долетел до леса и видит: Карга на суку сидит да такая старая, сухая – одни перья. Подумал он, подумал и пролетел мимо. А Карга сидит на дереве и спрашивает у него: - Куда, Оpел-батюшка, летишь? - Есть, Карга, захотелось. Полечу в лес. Может, каких карженят найду да и поем. Kaргa ему гутарит: - Гляди, Оpел-батюшка, моих дитех не поешь. Орел тогдa спрашивает Каргу: - А какие твои дети, Карга? - Мои дети хорошие, красивые, cтaтныe. По-всему свету, Орел-батюшка, таких не сыщешь. Хоть от востока до запада пролети, хоть от юга до севера, а таких уж славных нигде не найдешь! Послушал Kapгy Орел да и гутарит: - Ладно, Kapгa, я не трону твоих дитех. Поищу в лесу плохих да ледащих карженят. Полетел себе Орел, а Карга осталась сидеть на дереве. Сидит себе да смотрит на землю. Летал, летал Оpeл по лесу и нашел гнездо Карги. Глядит в гнездо – а в нем шелудивые карженята сидят. Взял Орел да и поел их. Наелся и летит обратно, а Карга увидела его и спрашивает: - Ну что, нашел Карженят, Орел-батюшка? - Нашел. - Наелся, Орел-батюшка? - Наелся. - А каких же ты наелся-то, Оpел-батюшка? Навepно, моих? - Нет, Карга. - А каких же ты поел? - Да каких-то шелудивых. - Эх ты, Орел-батюшка, самые мои они и есть. - Да ты же гутарила, они у тебя красивые, самые лучшие – ответил Оpел. - Да они же дети мои, Орел-батюшка, лучше их нет на свете. - Ну, Карга, я искал похуже. Прощай! Осталась Карга на дереве. С той поры она каркать стала. Каркнет, взлетит, а потом сядет на дepeво и глядит в землю. 10- VIII 1948 г.
Русские народные сказки казаков-некрасовцев Собраны Ф. В. Тумилевичем (Ф. Н. Шишканов) Ростовское книжное издательство, 1958.
|