Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ


СПАС КАЗАКА

Пояснительная записка к программе по занятиям казачьей наукой

   Актуальность данной программы заключается в том, что издревле казаки считались самыми высоко подготовленными воинами. Эта подготовка заключалась не только одних воинских традиций, но также в воспитании и развитии с малых лет физических, физиологических, духовных свойств человека, которые передавались в его роде генетически. Проживание отдельными поселениями позволяло все выработанные свойства казака - человека, данные им от БОГА и помогающие им выживать в трудных условиях мирной и боевой жизни не потерять, а передать братьям своим. Мудростью, опытом и терпением стариков воспитывались молодые казаки. Все сегодняшние суворовские и кадетские училища, все ранее существовавшие кадетские и юнкерские училища царской России, это прототипы старинного воспитания и формирования казаков как войско царя. Отличием от сегодняшнего дня является то, что воспитание казака начиналось не с12 лет как сегодня, а с 7-8 лет, когда самое время и формировать силовую конструкцию будущего казака и максимально возможно развить скоростные качества воина. Дружинников князей русских воспитывали с 15-16 лет. Поэтому и не было никакого сравнения их с казаками.

На сегодняшний день многие качества казачьей науки по воспитания молодёжи потеряны. Даже такое слово как коновязь многими казаками сегодня не понимается. Хотя весь смысл этого слова в нёмже и заложен. А коновязь являлась одним из главных спортивных снарядов для малых казачат. На нём мы и к коню привыкали и деревянными шашками лопухи, и чернобыльник рубали и первые гимнастические упражнения выполняли.

Генералиссимус, наш непобедимый полководец Суворов Александр Васильевич говорил:

«Казаки - глаза и уши армии!».

Это значило, что казаки были самыми наблюдательными, решительными, быстрыми, выносливыми, по воински хитрыми и мудрыми, по человечности добрыми и честными.

Основным принципом поведения казака, как в бою, так и жизни было -

«Бьешь – думай о БОГЕ!»

Никогда, казак, не променяет ВЕРУ НАШУ ПРОВОСЛАВНУЮ на лицемерие и обман.

Актуальность казачьей науки заключается и в том, что все её принципы, все её правила, помогают человеку-казаку видеть промысел божий в предназначении своей жизни. Казак, начинает познавать БОГА не только через авторитет старших, сам процесс достижения новых свойств организма доказывает, что без молитвы, без нравственного стояния, вершин этой науки не возможно достичь. Он начинает видеть правду мира. Он начинает понимать правильность жизни старшего поколения, слушает наставления стариков, чем сберегает драгоценное время своей жизни для дел праведных. Начинает понимать смысл жизни, данной ему БОГОМ. Познавая понятия СПАСА, становится духовным воином. Поэтому при царской России только казакам разрешалось входить в ХРАМ БОЖИЙ с оружием. Странно, что сегодня всё это забыто. Казак не имеет права быть слабым. Он воин ДУХА! Он воин БОЖИЙ! Вот в этом и есть актуальность возрождения нашей казачьей науки по воспитанию детей наших.

«За други своя, не пожалей живота своего».

«Казак казаку брат и более того..»

Цель возрождения казачьей науки заключается в укреплении здоровья не только детей казаков, но и должна являться возможностью других людей улучшить своё здоровье и разширить возможности своего организма как физически, так и интеллектуально. Сам принцип физической подготовки отличен от имеющихся сегодня. Первой его основой является постепенность нагрузок связанных с возрастными характеристиками, которые подбираются так, чтобы и больные становились здоровыми, а все свойства организма развиваются фронтально. Сами упражнения по развитию новых способностей казаков, являются так же и оздоровительными. Они в короткий срок выправляют осанку детей, формируют правильную и красивую походку, помогают разпределить внутренние органы внутри организма так, чтобы их физиологические свойства проявили себя в полной мере. Центром первичной силы, при физическом формировании казака, должна быть не внешняя мускулатура, а поясничная часть мускулатуры позвоночника. Это делает туловище человека подвижным и гибким. Туловище превращается в генератор-маховик для любого движения конечностей. Только с формирования этого центра начинает разшыряться физическая подготовка. Второй его основой, но идущей одновременно и параллельно, это способность казака мыслить не зажато внутри своего организма, а мыслить всем пространством – полем, которое создаётся вокруг самим телом особенно при движении. Это пространство определённо есть всегда. Сегодня для нашей российской науки это не является мистическим. Поле не зависит от того, знаете ли вы о нём или нет. Эти навыки начинают приобретаться с изучения двигательной основы СПАСА. Старые казаки говорили:

«Когда ЛАВА в бою – ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин вперёд».

Вот такой силой единения владели казаки раньше, сегодня у казаков силёнка поубавилась.

Сегодня наши дети в большинстве своём физически не развиты, что в дальнейшей жизни отрицательно скажется на их потомстве. Основной смысл занятий СПАОМ КАЗАКА заключается не в отдельном специфически-физическом укреплении организма, а в комплексной подготовке ребёнка, начиная с 7-8лет до 17лет включительно. С 17 до 21 года казак обучался военно-прикладному мастерству в лагерях или в походах.

Комплексность подготовки молодого казака-ребёнка заключается как в специально физической, так и одновременно интеллектуальной подготовке. В эту подготовку входят специальные физические упражнения с полным понятием их жизненной необходимости.

Эти упражнения развивают в ребёнке гибкость, ловкость, повышение скоростных качеств как чисто физических действий, так и с повышением самой скорости мышления, с одновременным развитием интеллектуальных качеств как внимание и память. Это необходимо для принятия в критической жизненной ситуации единственно правильного решения с максимально быстрым его выполнением. Правильностью выбора действий у казака является не только его подготовка, не только его жизненный опыт, но хорошо развитое интуитивное чувство, которое также с раннего детства развивается в нём специальными упражнениями. Смысл, которых состоит в том, что, попадая в ситуации крайне сложные, но воспитанный в молитвенном обращении к БОГУ, он находит самое правильное решение. Достижения этих качественных свойств казака вырабатывается, не какими то специально сконструированными тренажёрами, а обыкновенными предметами из самого уклада жизни казака. Это, ранее упомянутая коновязь, верёвка, шерстяные клубки, палка, камень, рогатка, куколка, нож, нагайка, шашка, пика, да свой конь. Старик-наставник, занимаясь с казачатами, подбирает для них подводящие упражнения по каждому такому предмету и роду занятий. Объяснения стариком-наставником ведутся с одновременным понятием разных уровней одного и того же действия. Со всеми перечисленными предметами связаны определённые упражнения, отличающиеся как подходом к их исполнению, так и нашими казачьими понятиями. Объяснить их действие простым описанием очень затруднительно, так как они несут в себе не однозначный смысл их выполнения. В частности в одном упражнении спрятаны и физическое развитие, и пространственная ориентация, и интуитивно-полевое воздействие, и инерционно- скоростные качества развития казака. Основная цель занятий это не разучивание упражнений, а подготовка, обучение самого тела к выработке определённых свойств. У нас нет ни приёмов как таковых, ни весовых категорий. Вышел биться – побеждай! Взять, к примеру, такое свойство как смелость. Оно может быть безрассудностью, что у казаков приравневаеся к трусости и дурости. Смелость это полностью обдуманное действие казака. Это его скромное обыденное состояние, необходимое для выполнения своей военной работы. Возможно, он и погибнет, да зато скольких спасёт. Это свойство казака стариками-наставниками в старину называлось не смелостью, а спокойствием – тишиной разума. Время начала формирования этого понятия у казачёнка обязательно должно сложиться до 11- 12 летнего возраста. Вырабатывается определёнными упражнениями и играми, где казак убеждается, что подготовленный и спокойный человек, находящийся в твёрдой ВЕРЕ В БОГА успевает в критических ситуациях сделать больше и быстрее, как для помощи другим, так и для себя самого. Сами занятия СПАСОМ, их результат, та видимая и осознанная перспектива дальнейшего развития казака, говорят, что человек непростое существо само по себе, а он ведомый БОГОМ когда, живя в правде, хочет постичь большего. Это подтверждают и наши старинные поговорки.

«Казаки не умирают, их БОГ забирает».

Когда казак умирает, то между собой мы говорим:

«Не уберёгся казак..?», т.е. мог, но не уберёгся..?

Весь подход к выполнению упражнения старик-наставник определяет индивидуально для занимающегося, исходя из личного опыта и знаний о его родителях, всей истории семьи и рода.

Основной задачей такого воспитания и формирования личности казака является:

1 - развитие максимально крепкого здоровья у данного человека;

пример: в некоторых царских наставлениях по кавалерийской выездке на первых

страницах сказано предупреждение гусарам и драгунам: «не повторять приёмы

выездки казаков в виду опасности для жизни, так как казаки готовятся с детства»;

2 - развитие боевого мышления до состояния, изменённого сознания, с последующей

подготовкой казака к характерному ведению боя.

пример: за максимально короткий промежуток время оценить и сделать максимально

большое количество действий; это всё достигается специальными упражнениями и

тренировками (те, кто рассказывает, о каких то мухаморных снадобьях просто врут;

мухомор в бою применяется для снятия болевого шока и лучшего свёртывания

крови при больших рубленых ранах);

3 – развитие объёмно-образного мышления и очень цепкого внимания и твёрдой памяти:

пример: такое развитие дают специальные тренажёры:

первый, для дошкольников развивает объёмно-образное мышление,

второй тренажёр для детей школьного возраста и взрослых развивает внимание и

память, что многократно облегчает процесс обучения и восприятия большого

количества информации;

4 – развитие интуитивных свойств у человека:

пример: из всех фишек домино в перевёрнутом положении, определить заданную

наставником; или определить где прячется секрет противника; или с закрытыми глазами

определить мишень и поразить её ножом или стрелковым вооружением; или пройти той

дорогой, по которой прошёл противник, хотя явных следов ни каких нет.

Как видите из выше сказанного данная система формирования навыков СПАСА КАЗАКА у детей казаков не такая уж и простая. Про себя скажу, что не всё знаю из казачьей науки. Но что выше написано, знаю твёрдо. Поэтому лучше, если мне самому передать вам и под вашим чутким руководством подготовить хотя бы в одной школе детей казаков с 1-го по 11-классы. Тогда можно было бы, и подготовить подробное тематическое планирование занятий, как для младшего школьного возраста, так и для старших классов. Необходимо не прерывать занятия на период летних каникул. Желательно в летний период проводить лагеря с военно-спортивными играми, и конной выездкой. Где приобретенные навыки казачьей науки применять на практике.

Высылаемый список подводящих упражнений не является полным. В занятиях с детьми

главным является то, что упражнения не конкретны. Конкретно является усилие старика-наставника в выработке необходимого свойства человека-казака для осознания его им так, чтобы он смог увидеть и прочувствовать это свойство до возможности самостоятельного развития, а так же в последующем смог бы это свойство развить в своём ребёнке. Научить сегодня человека правильно подбирать упражнения для формирования необходимых свойств непросто. В нём обязательно должна течь кровь казаков. Только в таком человеке проснутся генетические резервы и их понимание, которые были выработаны его предками. Занимаясь СПАСОМ с московскими казаками по их настоятельной просьбе, мне дал БОГ в этом окончательно убедиться. Чистых по генетики казаков учить практически ни чему не нужно. В них всё уже сидит, Нужно только всё необходимое вытянуть наружу, развить и закрепить.

Принцип обучения нашей казачьей науки заключается в том, что если по возрастным характеристикам казак-человек не сможет достичь качественного уровня СПАСА КАЗАКА, он твёрдо должен быть уверен, чем он занимается и что это достижимо. В дальнейшем, воспитывая своих детей уверено, развивать их до необходимого уровня. Здесь нет пределов. Это как бы другая эволюция развития человечества!

Принципы использования предметов казачьего быта необходимо так же наглядно показывать, так как, например, имеются три принципа обкрутки нагайки вокруг себя. Первый самый простой – вращение нагайками вокруг себя в разных плоскостях. Второй, бьёте себя нагайкой, но при этом учитесь принимать и смягчать удары загруженного хлопунца самим телом. Третий, не пытаетесь, а наносите себе нагайками как можно сильнее и как можно быстрее удары по всему телу, но при этом уворачиваетесь от них. Но прежде чем этому учить необходимо подготовить казачёнка к таким скоростным действиям. У каждого предмета казачьего скарба есть свои особенности в процессе обучения науки казака. Поэтому ещё раз повторяю, нельзя с листа, по написанному научиться. Очень многое обязательно надо передавать из рук в руки с подробным объяснением.

На сегодня определённо можно сказать, что шашку молодому казаку давать можно только после освоения правильной работы по уклонению от двух нагаек, которые сам же обкручивает вокруг себя и освоения принципа двигательной основы СПАСА КАЗАКА. Это делается в цели его же безопасности. Шашка не нагайка, она не бьет, а рубит.

Если казак достиг такой ловкости и при этом вращает в руках и вокруг себя куколку хотя бы 30кг. Сегодня такой человек будет, не победим во всех сегодняшних единоборствах. Но это только пол пути к характерному бою.

Критерием успешного обучения занимающихся является их подготовленность к переходу из одного уровня подготовки в другой. Это определено разделением этой системы подготовки на 4-ре уровня.

1 – уровень, это подготовка к занятиям СПАСОМ.

(общая физическая подготовка)

2 – уровень, скоростно-инерционное владение своим телом в пространстве.

(двигательная основа СПАСА) – он же, начинает изменять и

мышление казака в смысле управления телом в пространстве.

3 – уровень, развитие интуиции, ощущение и владение пространством вокруг тела.

(понятия поля вокруг тела человека, твёрдое осмысление

возможности владения этим полем) – он же, начало МАРОКИ -

безконтактное владение противником.

4 – уровень, вхождение в изменённое состояние сознания.

Этот уровень делится на 3-и подъуровня, одним, из них и является характерный

бой.

(практика боя, казачьи патешки, двойное и тройное ускорение, котёл)

Занимаясь с сегодняшними детьми мне приходится деление на под уровни делать символическим. Сегодняшние дети имеют большую разницу между собой как в физической, так и в интеллектуальной подготовке. Чтобы всё учесть приходится на первых порах вести небольшую группу. При обучение, даже совершенно разкоординированные дети, успешно тянутся за передовыми. Поэтому критерий оценки подготовленности так же размыт. Процесс обучения опирается на личную осознанность каждым видимой перспективы достижения цели. Стимулом является чьё то более скорое достижение результата в ранее осознанной перспективе. Личным стимулом занимающегося является, на первых порах авторитет наставника, а далее видимые вехи от одного достижения до другого. Сам процесс обучения как бы захватывает его.

Очень важной стороной данной системы формирования новых способностей человека, является полное отсутствие какой либо психомобилизации, которая постоянно и неотступно присутствует во всех видах восточных единоборствах. Вызывая негативное

воздействие на неокрепшую психику занимающихся детей. Делая их более агрессивными и вспыльчивыми. На занятиях СПАСОМ этого не происходит, т.к. принцип бить, бить, бить стоит на последнем месте. Правда, удары в СПАСЕ нарабатываются такие, что по лапам мы уже не бьём. Потому, что тому, кто держит лапу, отбивают ладони.

О влиянии данного вида подготовки детей казаков на основной учебный процесс можно сказать словами моих ребят. Болеть стали меньше. Научились самостоятельно помогать своему организму в борьбе с заболеваниями. Научились снимать стрессовое состояние,

но на этом хорошем фоне появился и плохой. Им иногда стало хотеться поболеть, т.е. старая привычка жизни очень крепка. Такие свойства как наблюдательность, внимание, память, скоростные двигательные рефлексы усилились. Это наблюдения, их товарищей, и преподавателей гимназии № 5 г. Коломна. Их личное мнение таково:

«Чем больше мы умеем и познаем, тем больше мы видим, что впереди ещё больше и интересней. А опыт пройденного говорит, что и это вполне достижимая цель». Все они сегодня 11-ти классники. Все учатся на подготовительных курсах. Все как один заявляют, что занятия казачьей наукой им только помогает в учебном процессе. Все как один хотят

максимально, в зависимости от возраста, изучить эту систему развития новых свойств человека. Есть ребята желающие изучать науку казаков с дальнейшей целью её преподавания, и сегодня готовятся к поступлению на факультет физического воспитания

коломенского педагогического университета.

Повторюсь. Тематическое планирование удобнее разрабатывать на основе информации о

возрастной группе и примерном количестве отведённых часов под эти занятия. По старым нормам одно занятие длится от 2.5 часов вначале, до 4 часов, когда казачата обвыкнутся или становятся старше и проводились с 15 часов до18-19 часов. Количество тренировок в неделю от 2-х до 3-х.

Бибяев В.Ф. 03. 05. 07г.


ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free