МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ П Л Я С ШАМИЛЬ ТЕРСКИЙ
Дуэтная импровизированная горско-казачья пляска, состоит из двух самостоятельных частей: первая – медленная и напевная, а вторая быстрая и ритмичная. В танце юноша и девушка изображают горскую танцевальную пару (соответственно и костюмы—черкеска и платье горянки-черкешенки).
Первая часть (16 тактов)
Под медленный распев окружающего хора («На горе стоял Шамиль. Богу он молился. Руки к сердцу приложил, низко поклонился» девушка, стоящая на коленях на бурке, и юноша—на одном колене рядом — изображают молящихся движениями рук (движения магометан) поднятых вверх.
Вторая часть (неограниченное количество тактов)
Резко меняется темп и характер мелодии. Хор поет: «Черкес молодой, чернобровый. У черкеса кинжал новый». Участники гуляния, хор, хлопают в такт горской мелодии в ладоши. Танцующие начинают быстро и активно двигаться по площадке:
Первые секунды танец исполняется раздельно, затем парень и девушка движутся парой, меняя рисунок танца. Постоянные перемещения чередуются с остановками, во время которого юноша исполняет элементы горского танца (гасма, чаквра переменный ход с пятки, закладки, выпады на одно колено, элементы с кинжалом). Девушка в это время меняет движения рук, встав на высокие полупальцы ног.
Во второй части танца пары могут меняться. Девушки плывут как лебеди в платьях до полу, закрываются полупрозрачной фатой. Юноши импровизируют, вытанцовывая за девушками. Со сменой солистов пляска стихийно становится все более выразительной, яркой и эмоциональной.
Танец записан от И. Н. Бойко в 1977 г. ст. Ясенская Источник: «Казачья багатица. Деданины байки да бабанины талалайки», составитель-издатель А.А. Глухов-Ветлужских)
|