Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации 
Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»



МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ
П Л Я С

ОБРЯДОВЫЕ ПЛЯСКИ И ХОРОВОДЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

по экспедиционным записям 



   В результате многолетней экспедиционной и аналитической работы СПб консерватории и Фольклорно-этнографического центра на территории Псковской области была обнаружена и зафиксирована развитая хореографическая традиция, имеющая связи с ранними пластами народной культуры. Система художественных форм, относящихся к разным жанрам фольклора и включающих в себя хореографическое движение, является одной из характерных и представительных для Псковской традиции. 
   В основе методики комплексного анализа явлений фольклора лежит понятие "фольклорно-этнографический текст", рассматриваемое нами как отношение "текст в контексте". 
Наше внимание привлекают формы хореографии, относящиеся к архаическому пласту культуры. В Псковской традиции выделяются три типа хореографического движения: 
- пляска; особо важным оказывается специфичность ритмоакцентной стороны движения, шага, пластики. 
- хоровод; ведущий момент - выразительная сторона графики (линии), орнамент движения. 
-шествие; направленное коллективное движение, соотнесенное по характеру с главной содержательной стороной обрядового действия. 
   Структурно-типологический анализ трех образцов женской обрядовой пляски раскрывает ее содержание, язык и обрядовое назначение. 
1. Дожинальный обряд "БАБУ РЕЗАТЬ" - на поле оставляют последнюю пястку, заплетают косу ("бабу"), срезают макушки ("головы"), исполняют пляску-заклинание, готовят поминальную кашу. 
2. Свадебная припевка "ОТЛЕТАЛА ЛЕБЕДУШКА" с пляской; обстоятельства исполнения: послевенечная часть свадьбы, застолье, припевание жениха и невесты, пар гостей. Основная функция припевки - соединение пары. 
3. Женская пляска "КРУЖОК" на вечерках. 
   Типические черты пляски: круговое движение, приставной обрядовый шаг, акцентно выделенный притоп (втаптывание); для первых двух примеров характерны также акцентированная пластика рук, прискок, динамизирующий акцент, т.е. средства художественной выразительности, выявляющие императивный, магически-заклинательный характер формы. Очевидной является взаимосвязь характера пляски и происходящего обрядового действия. В ряду слово-напев-хореография основную роль играет хореографическое движение. 
Типологическое сопоставление характера хореографического движения дает нам основания предполагать обрядовую сущность и пляски "Кружок", не связанной, на первый взгляд, непосредственно с обрядовым действием. 
   Об особой ритуально-магической природе рассматриваемых явлений говорит и выделенный особым статусом женский состав участников данных обрядовых комплексов. 
   Отмеченные характеристики женской пляски получают подтверждение в обширном статистическом материале экспедиционных записей, что вместе с типологической однородностью этих признаков свидетельствует об обрядовой сущности данного типа пляски, о ее архаических основах, связанных с древними пластами народной традиционной культуры. 
   Орнаментально-хореографическую традицию Псковской области рассмотрим на примере форм, бытующих на территории Гдовского р-на, обладающих ярким разнообразием, развернутостью цикла и представительностью для данной традиции ("Из-за лесику", "В нас на улице Матюшка", "Размолоденький миленький дружок", "Поднималась туча-гром" и др.) 
   Особенности функционирования орнаментально-хореографических форм - приуроченность к весенне-летнему периоду календарного круга, исполнение на улице, женский состав участников. 
1) по кругу - "ходить во кружок" (народн. терминология); 
2) "выводить кружки" - "полумесяцем", "крюкам", "подковой", "змейкой". 
Основные характерные элементы орнаментально-хореографических форм: 
- графика движения (символика орнамента) 
- характер движения: сочетание (или чередование) спокойного шага с плясовым началом; 
- пластика рук, подчеркнутая использованием платков; 
- исполнительский прием: "подгайкивание", дополняющее ритмическую систему хореографического движения. 
   Хореография находится в тесных неразрывных связях, взаимоотношениях с остальными средствами выразительности, структурно-композиционными закономерностями и оказывает значительное влияние на формирование их особенностей. Хореографическое движение как одно из организующих начал одновременно является носителем смыслового содержания: семантика хореографии является одним из "кодов" системы жанра хороводных песен. Хоровод в системе фольклорно-этнографического текста выступает как особый вид организации ритуального времени и пространства. Формы мужской ритуальной пляски-шествия в Псковской обл. связаны с так называемым "ломанием". 
Ломание - приуготовление к "бою", вызов на "бой" - драку, которая изначально носит ритуально-магический характер - мужская сольная, парная или групповая пляска, исполняемая преимущественно во время шествия-"проходки" по улице ("партия на партию"). 
Элементы художественной формы: 
- пляска: скачки, "махи рук", вращения, императивные действия, утверждающие намерение - удары о землю ("тросткой" - палкой, кулаками, ногой и др.), втаптывание - "вколачивание"; 
- особо важна и музыкально-поэтическая форма - ведущая роль инструментального наигрыша, причем специального - "Горбатого", "на задор" и частушки - припевки вызывающего характера. 
   Шествие-пляска, "Ломание", моментом завершения которого следует реальное столкновение - (бой, драка), само является элементом традиции и занимает свое место в системе коллективного сознания и жизни общины. 
   По нашим наблюдениям, хореографические формы, зафиксированные на территории Псковской области, имеют ярко выраженные типологические черты и в силу своей включенности в обрядово-праздничную жизнь, характеристичности художественно-языковых средств и непосредственных связей художественной формы с системой представлений восходят к архаическим пластам народной традиционной культуры. 

Библиотека исторического факультета СПбГУ 
Балакшина С.Р.

ГоловнаяСсылкиКарта сайта


Работает на Amiro CMS - Free