МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ П Л Я С КАЗАЧОК Сольная импровизированная пляска
Исполняется гармошечный наигрыш в быстром темпе, весело и задорно. Танцор-казак показывает руками и всем своим видом уступить ему место, на кругу. Толпа расступается. Танцор выходит на середину круга и пляшет, импровизируя самые различные коленца. Затем его сменяет другой исполнитель, предварительно заявив о себе и о том, что он готов переплясать предыдущего. Его танец также насыщен самыми различными фигурами и движениями и т. д. Характерная особенность «Казачка» состоит в традиционной первой части: выход солиста, с исполнением пляски по кругу, после чего идет импровизация. В импровизированной части он лихо отплясывает танцевальные коленца, кружится на месте, двигается в центр и обратно. Движения рук и ног самые разнообразные. Фиксация импровизированной пляски особенно сложна. тем не менее приведем наиболее характерные фигуры и танцевальные движения.
Музыкальный размер—2/4.
Темп умеренно-быстрый. 1—8 такты:
Танцор варьирует основной ход—переменный шаг-бег (бегунец), движется по большому кругу против часовой стрелки; во время движения он разворачивает корпус вправо, влево, кружится «вокруг себя», не нарушая линии танца. 9—16 такты:
Танцор останавливается лицом к центру круга, его импровзиация оригинальна и неповторима, но среди танцевальной вязи просматриваются элементы-доминанты, которые повторяются, среди них это: 1) па де баск Исполняется в один такт.
Исходное положение—ноги в первой свободной позиции, руки на поясе—кулачками. Затакт—правую ногу слегка приподнять вверх, сгибая в колене, свободная стопа - у щиколотки левой ноги (тяжесть корпуса на этой ноге). Руки, кулачками, поднять вверх и вывести: левую—во вторую позицию, правую—сгибая в локте, выше правого плеча. «Раз»—шаг с ударом правой ноги, выводя ее с небольшим круговым движением в сторону во вторую позицию. Одновременно левую ногу оторвать от пола. Тяжесть корпуса на правой ноге. «И»—приставной шаг левой ногой в свободной позиции, одновременно правую ногу оторвать от пола. «Два»—удар правой ногой в свободной позиции; «И»—движение на затакт. Одновременно на счет «раз-и-два» руки меняются местами через верх, и теперь правая рука оказывается во 2-й позиции, а левая у левого плеча. Движение повторяется с другой ноги. 2) Вынос ног 1. Исполняется на 1 такт музыкального сопровождения. Исходное положение—ноги в первой свободной позиции, руки на поясе кулачками. «Раз-и»—легкий подскок на двух ногах с одновременным переходом на правую, согнутую в колене (тяжесть корпуса на правой ноге) и одновременным выносом вперед прямой левой, носок которой находится на полу. Не меняя положения рук, танцор слегка наклоняет корпус вперед. «Два-и»—подскок с правой ноги на левую: теперь впереди правая прямая нога, а левая согнута в колене, в исходном положении (тяжесть корпуса на левой ноге). Корпус остается наклоненным вперед. 3) Вынос ног 2 (с тройным переступлением) Исходное положение — ноги в первой свободной позиции, пуки на поясе кулачками. Исполняется на 1 такт музыкального сопровождения. Затакт — правую ногу слегка приподнять вперед-вверх, сгибая колено, свободная стопа находится у щиколотки левой ноги. «Раз» — переступить на полупальцы правой ноги, слегка ударяя о пол. Одновременно левую ногу приподнять вверх, сгибая колено, свободная стопа находится у щиколотки правой ноги, слегка ударяя о пол. Одновременно левую ногу вынести вперед, выпрямляя колено; «и» — пауза. На протяжении всего движения колени обеих ног в пересту-пании слегка присогнуты, корпус разворачивается противоположным плечом к вынесенной вперед ноге. Движение повторяется с левой ноги.
Источник: «Казачья багатица. Деданины байки да бабанины талалайки», составитель-издатель А.А. Глухов-Ветлужских)
Танец записан И. Н. Бойко в станице Батуринской в 1983 г. от фольклорного коллектива под руководством Р. П. Чайлахова
|