МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ
К А З А Ч И Й П Р И К Л А Д "ПРИКЛАД" Я ПОЛУЧИЛ В 1988 Г. В СТ. ПРОХЛАДНАЯ ОТ ДЯДЬКИ ПО ЛИНИИ МАРЬЯЖЕЙ, ДОПОЛНЕНО В ПЯТИГОРЬЕ, Я ПЕРЕРАБОТАЛ ЭТИ ЗАПИСИ И ВНЕС НА КОМПЬЮТЕР В ТОМ ВИДЕ, КАК ЕСТЬ. ВСЕ РИСУНКИ ПЕРЕРИСОВАНЫ ЧЕРЕЗ КАЛЬКУ И ЗАТЕМ ОТСКАНИРОВАНЫ МНОЮ ЛИЧНО. Кучмай В.Ю.
Одной из разновидностью русского кулачного боя является казачий приклад. Это - жесткая и жестокая атакующая школа. Его особенностью является то, что в нем почти не используются мышцы. Тело в первом приближении представляет собой как бы систему рычагов, распорок и осей. Основной акцент делается на сухожилия и не акцентируется на каких-то крайних положениях конечностей (максимальный разгиб,растяжка, сгиб), она базируется именно на средних, наиболее физиоло гических естественных, всегда чуть полусогнутых положениях рук и ног. Удары и блоки ставятся в казачьем прикладе на рефлекс, а не на реакцию. Это повышает скорость действия чуть ли не на порядок. Если человек поставлен на рефлекс и у него в порядке вегетативная нервная система, он действует автоматически, работает не раздумывая, Сложность здесь лишь в методике, способе постановки рефлекторныхдвижений. В прикладе не отдается предпочтение ни руке, ни ноге, здесь все имеет свое место и предназначение. Если не достает рука - включается нога (моментально, автоматом, на рефлексе), не достает нога - боец делает прыжок. В прикладе человек не боится упасть. А техника ведения боя на земле сильно развита и носит название ПОДВАЛ. Bce это позволяет непрерывно перемещаться, разворачиваться, вести бой с несколькими противниками и наносить сильные удары, вкладывая в них вес тела. Сила удара ногами достигает тысячи и более килограммов. Школа не использует захватов, поскольку удар всегда быстрее захвата. Определенный отпечаток на технику наложила русская обувь - каблучная, с острым краем - русский сапог. Каблук является центром вращения и главной опорой бойца. На круговой мах или поворот насаживается удар ногой, в который вкладывается не только вес тела, но и кинетическая энергия его вращения. Прыжки в русской школе, в отличие от восточных, не такие высокие и эффектные, но зато более эффективные и мощные. Удары центрированные. Большая скорость срыва, т.е. начала движения - основа сухожильной техники. Русская казачья школа - это не совокупность приемов, это совокупность движений, целая сетка ударов и перемещений. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Основная стойка 1.2. Внешняя стойка 1.3. Внутренняя стойка 1.4. Тачка 1.5. Стрелка 1.6. Замок 1.7. Мотыга 1.8. Матрешка 1.9. Флажок 1.10. Паук 1.11. Присядка 1.12. Затяжка "ПОДВАЛ" Включает в себя пять основных положений: ПАУК (1.10.); МАТРЕШКА (1.8.); ТАЧКА (1.4.); ЗАТЯЖКА (1.12.) и ФЛАЖОК (1.9.), которые соединены между собой различными блоками, ударами и уходами, позволяющими полноценно противостоять любому, даже вооруженному противнику.
Положение "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (1). Затем вес тела переносится вперед, колени сгибаются (2).
Правая нога выбрасывается вперед по принципу согнутого прута, руки приходят в пол - на то место, где были нога (3). Удар называется переход в "ТАЧКУ" подкатом. Затем следует посадка в положение "СТРЕЛКА" с разворотом на левой пятке (4,5) с последующим выходом (не переставляя ног) в "ОСНОВНУЮ СТОЙКУ" (6) и задним зашагиванием (7). ПЬЯНЫЙ УДАР ЧЕРЕЗ ГРУДЬ" (8,9,10). Вес остается на правой ноге, а корпус с левой ногой составляет наклонную ось (8), вокруг которой вращается правая нога (9). Весь вес приходится на правую, ударную ногу После прихода в положение (10) правая ступня разворачивается на 180 0 (это движение называется "ЗAMOK"), приходим в положение "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (11). Удар "ДУГА ЧЕРЕЗ СПИНУ" (12,13,14). Вес смешается вправо и выносится за пределы опоры, при этом делается круговой мах левой ногой (13) с приходом в "ОСНОВНУЮ СТОЙКУ" (14). "ПЕРЕХОД В ТАЧКУ ЧЕРЕЗ ВЕРХ" (15,16,17). Вес переносится на левую ногу, которая при этом разворачивается (15), рука приходит в пол и, используя толчок левой ногой, делаем переворот с опорой за руку (16). Приземляемся в положение "ТАЧКА" (17), причем левая нога выпрямляется, а правая является опорной. Затем правая нога резко выбрасывается вперед, а левая приходит на ее место (18). Этот удар называется "ШПИНГАЛЕТ". После следует "CTPЕЛКA" с разворотом (19,20). Из этого положения, опираясь на руку и не отрывая ног от пола, приходим в положение (21), затем, делая отмах левой рукой, не смещая правой руки и правой ноги, выполняем удар "МОТЫГА". Удар наносится каблуком сапога с оттянутым носком (22), приходим в положение "МАТРЕШКА" (23) и делаем уклон к правому колену (24) (положение является замахом к удару "ФЛАЖОК") (24,25,26) с приходом в положение "ФЛАЖ0К" (26,27,28). Положение "ПАУК" (29). Из этого положения выходим в "ОСНОВНУЮ СТОЙКУ" (31а и 31б), делая переворот с опорой на левую ногу (30). (На рис 31а и 31б угол взгляда меняется.) Из "ОСНОВНОЙ СТОЙКИ" (31б) вновь переходим в положение "ПАУК" (35) через положение "ПРИСЯДКА" (33) с ударом ногой назад (через грудь) (34). Затем идет круговой удар "МОТЫГА" (36,37) с приходом в положение "МАТРЕШКА" (З8). Далее, набирая круговым махом ноги и руки вовнутрь динамику вращения, через положение затяжка выходим в положение "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (40,41). ТЕХНИКА УДАРОВ НОГАМИ. "ПРЯМАЯ ЦЕПЬ". Первый удар из "ЦЕПИ". Из положения "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (I) делаем поворот на 90° с переносом веса на левую ногу (2). Затем выполняем прямой мах ногой относительно корпуса (3) и, притягивая правую ногу к себе, приходим в положение "OCНОВНАЯ СТОЙКА" /4/. Второй удар из "ЦЕПИ". Из положения "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (4) центр тяжести смещаем на правую ногу с круговым вращением корпуса (5). Далее, продолжая смещение центра тяжести за точку опоры (правой ноги) и круговое вращение корпуса, делаем круговой мах левой ногой (6) с приходом в "ОСНОВНУЮ СТОЙКУ". Третий удар из "ЦЕПИ". Из положения "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (7) при смещении центра тяжести влево без разворота корпуса выполняем мах правой ногой по диагонали снизу вверх, справа налево (8). И, продолжая смещение центра тяжести, приходим к положению "ОСНОВНАЯ СТОЙКА" (9). ЦЕНТРОВАННАЯ ТЕХНИКА РУК . В центрованной технике в качестве поворотных точек бьющей конечности используют особые "легкие" центры руки или ноги, вокруг которых и происходит движение. Стабилизируя определенную точку руки в пространстве, мастер использует тело как систему рычагов. Здесь уже носителем мощности являются не мышцы, а сухожилия, и в удар вкладывается вес тела. При этом все удары и движения выполняются по круговым траекториям. Руки в данном случае действуют подобно шатунам паровоза, которые преобразуют возвратно - поступательный ход во вращательное движение колес. Преимуществом центрованной техники является то, что она позволяет бойцу постоянно находиться в движении, перемещаться, уворачиваясь и нанося удары. Удар мастера кулачного боя не "Разряжается" в секторе, куда был направлен, выплескивая всю энергию в пустоту, напротив, движение - удар плавно, но быстро логически перетекает в следующее движение - блок или в другой удар. К тактическим преимуществам центрованной техники относятся не только непрерывность и большая скорость движений, но и так называемая "глубина прокола", характеристика отражающей силы удара. Сильный проникающий удар отличается от обычного тем, что он складывается по сложной системе векторов скоростей - скорости кулака, локтя и плеча. Это обеспечивает максимальное проникновение удара. Огромное значение имеет скорость удара. Известно, чем больше энергии передает кулак телу /мишени/, тем больше поражающее действие он оказывает на противника. Кинетическая же энергия определяется формулой; Е=m V2 / 2, где m - масса, а V - скорость. Из формулы видно, что кинетическая энергия разрушения зависит в большей степени от скорости и в меньшей - от массы. При увеличении массы /кулака, тела/ вдвое - мощность удара (энергия в единицу времени) также увеличивается вдвое. При повышении же в два раза скорости кулака мощность удара увеличивается в четыре раза. Другими словами, центрованная техника, уделяющая большое внимание не наращиванию мышечной массы, а экономичности и позволяющая достичь огромных скоростей движения, в мощности удара практически не имеет себе равных. Эта техника требует от бойца не силы, а концентрации, то есть мудрого внимания. Ну и, конечно, хороших, гибких суставов без отложения солея. Кстати, упражнения школы кулачного боя, если их выполнять регулярно и правильно, ведут к повышению гибкости суставов и вымыванию излишков солей из суставных сумок. У Д А Р Ы В центрованной технике удары выполняются без напряжения, а локоть обязательно заводится на центр. Цель этого занятия - выучить внешнюю форму удара, не стараясь отрабатывать его на какой-либо мишени. I. "КРЮК" из закрытого низкого "КЛЮЧА". Прямой удар наносится в корпус. Локоть в ударе заводится на центр. 2. "КРЮК" из открытого нижнего "КЛЮЧА". Прямой удар наносится в голову. Кулак идет по прямой линии. Локоть заводится на центр. 3. "BEЕР" из нижнего закрытого "КЛЮЧА". Круговой удар в голову наносится открытой ладонью. 4. "PAЗBАЛ". Круговой удар в голову. 5. "ОТМАХ". Круговой удар в голову. Б Л О К И 1. «СКОБА» 2. «СТЕНКА» 3. «ОПУСКАНИЕ». (переход из верхнего «КЛЮЧА» в нижний). 4. «ПОДЪЕМ». (переход из нижнего «КЛЮЧА» в верхний). Все блоки и удары выполняются со смещением центра тяжести и разворотом на 450, т.е. с переходом из одной стойки в другую. (из основной во внешнюю и внутреннюю) ПАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Комплекс парных упражнений, который позволяет овладеть техникой блоков и ударов на месте, что является подготовкой к работе в движении. При выполнении этих упражнений и блоки и удары следует выполнять расслабленными руками, заботясь не об их силе, а о правильности и темпе, который в итоге занятий должен быть доведен до 3-х ударов в секунду. 1. "КРЮК" в корпус с переходом из ВНЕШНЕЙ в ОСНОВНУЮ стойку. 2. Блок "СКОБА" с одновременным замахом на "РАЗВАЛ" выполняется с переходом из ОСНОВНОЙ во ВНУТРЕННЮЮ стойку. 3. Второй (справа) занимающийся - наносит удар "РАЗВАЛ", возвращаясь в основную стойку, другой выполняет блок стенка с одновременным замахом на удар "ЗАКРЫЛОК"с переходом из основной во внешнюю стойку. 4. Первый возвращается в основную стойку с ударом "ЗАКРЫЛОК". Второй выполняет блок "OПУСКАНИЕ" с одновременным замахом на "ЗАКРЫЛОК", переходя при этом из основной во внешнюю стойку. 5. Первый выполняет блок "ОПУСКАНИЕ" с замахом на "ВЕЕР". 6. Первый наносит удар "BЕЕР", второй защищается блоком «ОБРАТНАЯ СТЕНКА» с одновременным замахом на "ВЕЕР". 7. Второй выполняет удар "ВЕЕР", первый выполняет блок "CTЕНKA" с одновременным замахом на "ЗAKPЫЛОК" с уходом во внутреннюю стойку. Первый выполняет удар "ЗАКРЫЛОК" с одновременным замахом на "РАЗВАЛ" 8. Первый выполняет удар «ЗАКРЫЛОК» с одновременным замахом на «РАЗВАЛ». 9. "ЗАКРЫЛОК" в корпус (правой рукой). Блок "ОПУСКАНИЕ" левой рукой. 10. Удар "ВЕЕР" (правой в голову). Блок "CTЕНKA" с выходом во внутреннюю стойку. 11. "КРЮК" в корпус. Блок "ОПУСКАНИЕ". 12. Удар "BЕEP" (левой в голову). Блок "СТЕНКА" с выходом во внешнюю стойку. 13. Удар "КРЮК" в корпус. Блок "СКОБА". 14. Удар "РАЗВАЛ". Блок "СТЕНКА". 15. "КРЮК" в корпус. Блок "OПУСКАНИЕ". 16. (10).
|